Металлургия Украины Украинская энергетика-2011
полностью
http://hvylya.org/analytics/economics/16634-ukrainskaja-energetika-2011-pohvastat-osobo-nechem.html 5. Падение добычи нефти и газа
Зависимость от российского газа ставит перед Украиной вызовы поиска альтернативных источников энергии. В то же время одним из самых простых и относительно недорогих путей решения проблемы энергозависимости является рост отечественной добычи природного газа. Падение добычи газа и нефти, которое началось в прошлом году, получило свое логическое продолжение в 2011 году.
По итогам 2010 г. (в сравнении с 2009 г.) добыча газа в Украине снизилась на 5,3%: с 21,17 млрд. до 20,05 млрд. куб. м., добыча нефти в 2010 г. сократилась на 11% по сравнению с 2009 г. - до 2,5 млн. т. Согласно прогнозам падение добычи нефти составит еще дополнительно 5-6% (2,3 млн. т) по итогам 2011 г. Снижение добычи природного газа в 2011 г. составит 1,5-2% (19,5-19,8 млрд. куб. м).
Наибольший уровень падения добычи нефти и газа продолжает демонстрировать ОАО «Укрнефть». Более того, снижение показателей добычи нефти продолжается уже третий год подряд.
На первый взгляд кажется, что пару процентов не делают погоды. На самом деле, теряя каждый год несколько процентов, Украина вынуждена импортировать все больше природного газа и нефти. И если проблема импорта нефти стоит не настолько остро, то вопрос природного газа уже превратился в болезненную тему.
Таким образом, Украина становиться все более энергозависимой, хотя представители власти постоянно обещают увеличить добычу природного газа. Сначала в правительстве обещали нарастить добычу за десять лет в два раза - до 40 млрд. куб. м в год, потом, со временем, уменьшили цифры в полтора раза - до 30 млрд. куб. м.
Минэнерго пообещало вложить в течении двух лет в добычу газа 2,4 млрд. грн. При этом самая крупная госкомпания по добыче газа «Укргаздобыча» заявила, что только для стабилизации, а не увеличения добычи газа, нужно потратить не менее 6 млрд. грн.
7. Украина теряет нефтетранзитный потенциал
2011 год станет самым худшим не только для отечественной нефтегазовой добывающей отрасли, но и для монополиста по транзиту нефти - «Укртранснафты». Если объемы транзит газа по итогам 2011 г. сократятся с 98 млрд. до анонсированных экс-руководителем «Укртрансгаза» 92 млрд. куб. м. в год, то показатели транзита нефти падают более стремительно.
В 2009 г. через Украину в ЕС поступало 29 млн. т нефти. В 2010 г. объем транзита нефти уменьшился на 30% - до 20 млн. т. В этом году Кабмин согласился на откровенно невыгодные условия соглашения с Россией, которое допускает снижение объемов транспортировки нефти в 2011 г. до 17 млн. т. А это еще «минус» 15% к результату 2010 года. К тому же подобное решение влечет за собой прямые финансовые потери для Украины - около EUR20 млн. в 2011 г.
Согласно прогнозам и темпам снижения транзита по итогам 2011 г. через Украину будет транспортировано 17-18 млн. т. Суммарно за 2010-2011 гг. Украина потеряла практически половину транзита нефти в ЕС.
Неудачей закончилось сотрудничество Украины и Белоруссии в вопросе транзита венесуэльской нефти нефтепроводом «Одесса-Броды». Планы прокачать в 2011 г. не менее 4 млн. т закончились неудачей, было прокачано всего 980 тыс. тонн нефти.
Пытаясь спасти ситуацию, Минэнерго и «Укртранснафта» предложили сразу несколько проектов по увеличению транзита нефти, которые должно были увеличить поступления в бюджет. Первый проект - транзит азербайджанской нефти на НПЗ Чехии.
Второй - транзит азербайджанской нефти в Польшу через нефтепроводы «Одесса-Броды», «Дружба» и далее через Белоруссию. Третий - поставки азербайджанской нефти на украинские НПЗ в Дрогобыче и Надвирной.
Безусловно, все проекты имели бы право на жизнь, если бы существовали договоренности с транзитерами нефти в странах ЕС, а также техническая возможность перерабатывать качественную каспийскую нефть на НПЗ в Западной Украине. Пока Украине едва удается сохранить объем транзита на отметке в 17-18 млн. т.
9. Надежда на сланцевый газ
Рост цен на российский газ вызвал к жизни многочисленные проекты по разработке запасов нетрадиционного газа. Учитывая отсутствие в Украине технологий и средств для реализации таких проектов, на протяжении года были подписаны многочисленные меморандумы и предварительные соглашения с иностранными добывающими компаниями. В сентябре «Нафтогаз» подписал предварительное соглашение по разработке и добыче сланцевого газа с ExxonMobil. Также был подписан договор об инвестициях между ДК «Укргаздобыча» и Shell Exploration and Production Ukraine, который, по словам главы Администрации Президента, предполагает финансирование проектов по добыче сланцевого газа в объеме до $600 млн. О намерении инвестировать в разведку сланцевого газа $55 млн. в 2012-2015 гг., правда без партнерства с «Нафтогазом», объявила итальянская Eni и Cadogan Petroleum. Согласно планам госчиновников, первый промышленный сланцевый газ Украина должна получить уже к 2015 г., результатом усилий «Нафтогаза» должен стать ежегодный уровень добычи 4-5 млрд. куб. м. сланцевого газа к 2020 году.
Однако оптимистичные планы чиновников и руководителей «Нафтогаза» прямо противоречат политике, реализуемой правительством. Оценка себестоимости проектов по добыче сланцевого газа в США, которые являются общепризнанным лидером в данной отрасли, говорит о средней себестоимости в $210-280/тыс. куб. м.
Европа не является регионом, в котором широко реализуются проекты по добыче сланцевого газа. Это дает основания предполагать, что экономика таких проектов будет намного хуже, чем в США. Так, после бурения первых скважин в Польше, местные специалисты оценили себестоимость добычи сланцевого газа на уровне $350/тыс. куб. м.
Учитывая схожесть геологических условий западных районов Украины и Польши, где расположены запасы сланцевого газа, себестоимость его добычи на территории нашей страны будет сопоставима с параметрами польских проектов.
Добыча сланцевого газа была бы рентабельной в случае, если цены для отдельных потребителей сохранялись бы на нынешнем уровне, превышающем $300-350/тыс. куб. м.
Однако, учитывая планы правительства снизить стоимость российского газа до $230/тыс. куб. м, успешность реализация проектов по добыче сланцевого газа в Украине в обозначенные сроки вызывает большие сомнения. Добытый газ никто не купит по столь высокой цене.
Активность западных компаний по подписанию меморандумов с украинскими партнерами не в последнюю очередь продиктована пока еще неясными перспективами украино-российских газовых переговоров. Однако уменьшение цены российского газа резко снизит активность западных партнеров в вопросах реализации сланцевых проектов в Украине.
10. Потуги LNG-терминала
Высокая цена на российский природный газ позволила лоббистам идеи строительства LNG-терминала в 2010-11 гг. повысить его значимость до ранга национального проекта. В течение года проекту удалось лишь приступить к разработке технико-экономического обоснования и через год существования проекта провести переговоры с наиболее реальными поставщиками сжиженного природного газа с Катара и ОАЭ.
На данный момент не определена площадка, где будет построен терминал. Существует пять вариантов возможного нахождения терминала - два участка в районе порта «Южный» Одесской области, два участка в районе г. Очаков Николаевской области и участок в районе г. Одесса. Стоимость строительства LNG-терминала может составить не менее $2 млрд. Работы на всех участках усложнены необходимостью строить портовую инфраструктуру, углублением дна или загруженностью действующих портов.
Основными аргументы защитников LNG-терминала является уменьшение зависимости от российского газа, относительно низкая цена сжиженного газа, наличие свободных объемов у ключевых стран поставщиков сжиженного газа на мировых рынках (Катар, Алжир, Египет, Ливия). На самом деле цена российского газа практически равна цене сжиженного газа на спотовых рынках плюс доставка.
При этом спотовый рынок - это рынок сегодняшних наличных сделок. А более 80% поставок сжиженного газа осуществляются по долгосрочным контрактам. По долгосрочным контрактам цена на сжиженный газ действительно может колебаться в пределах $200/ тыс. куб. м., но Украина начала разрабатывать проект LNG-терминала без «железных» договоренностей с основными поставщиками сжиженного газа.
Даже существующий меморандум с Азербайджаном о готовности поставлять 5 млрд. куб. м. сжиженного газа не гарантирует стабильные поставки, поскольку не построен терминал по сжижению газа в грузинском порту Кулеви. Рост добычи газа в Азербайджане свидетельствуют о том, что Украина имеет шанс получить около 8 млрд. куб. м. сжиженного газа. Сейчас Баку добывает 26 млрд. куб. м, а по прогнозам в 2025 р. будет добывать 50 млрд. куб. м. Из дополнительных 24 млрд. куб. м около 16 млрд. будут поставляться в Турцию и ЕС, а 8 млрд. куб. м останутся свободными. Однако Азербайджан принимает участие в проекте AGRI по поставкам сжиженного газа в ЕС, а также ведет переговоры с Литвой и Польшей. Поэтому у Украины есть единственный шанс договориться вместе с Грузией и Азербайджаном для поставок газа на LNG-терминал.
В то же время желание власти получить от России дешевую цену на газ может «заморозить» проект строительства LNG-терминала. Хотя, на самом деле, скидка на газ лишь отложит вопрос диверсификации его поставок в Украину.
I. Дорогие буровые
Одним из самых резонансных событий 2011 года стала покупка «Черноморнефтегазом», дочерней компанией «Нафтогаза Украины», двух самоподъемных буровых установок общей стоимость $800 млн. Причиной таких затратных покупок стало желание «Нафтогаза Украины» активнее добывать природный газ и нефть на черноморском шельфе.
Необходимо обратить внимание на два нюанса. Во-первых, существует три совместных украино-российских проекта по освоению украинского шельфа - между «Нафтогазом» и «Газпромом», «Черноморнафтогазом» и «Лукойлом» и отдельный участок для «Венко Прикерченская» (25% принадлежит ДТЭК, 25% - «Лукойлу»). Ни один из проектов не начал действовать; не были проведены предварительные оценки для определения стоимости работ. Не говоря уже о закупке дорогостоящего оборудования, к примеру, буровых установок. Во-вторых, у «Нафтогаза Украины» не хватает средств на оплату потребленного газа, и компания вынуждена привлекать кредиты. Это слабо согласуется с той спешкой, с которой Украина приобрела две дорогостоящие буровые установки в условиях сложной финансовой ситуации.
Ситуация усугубилась тем, что СМИ провели расследование, которое продемонстрировало завышенную стоимость буровых установок. Вместо того, чтобы заплатить $400-500 млн. за две установки государственная компания заплатила $800 млн.
Покупка буровых установок происходила через ряд подставных фирм с сомнительными учредителями. Наиболее скандальным оказалось то, что после покупки первой буровой установки Министерство энергетики и «Нафтогаз Украины» убеждали общественность в том, что цена второй закупаемой буровой установки будет на порядок меньше. Но цена второй «буровой» оказалась на уровне первой - $400 млн.
Для снижения энергозависимости Украина нуждается в развитии проектов по добыче на шельфах Черного и Азовского морей. Для того, чтобы большая часть финансовых затрат ложилась на инвестора, Украина создала ряд совместных проектов по освоению шельфа. Закупка за бюджетные деньги буровых установок по завышенным ценам, да и еще в условиях сложной финансовой ситуации, - это коррупция государственного масштаба.
II. Газовое дело Тимошенко
Виктор Янукович и его окружение избрали наиболее жесткий вариант преследования экс-премьера Юлии Тимошенко. Печерский райсуд Киева признал Тимошенко виновной в превышении властных полномочий при заключении газовых контрактов в 2009 году и приговорил ее к семи годам лишения свободы. Суд также удовлетворил иск «Нафтогаза» и обязал Тимошенко выплатить компании 1,5 млрд. грн. убытка, якобы понесенного в результате подписания газовых соглашений.
Все последующие после оглашения приговора события продемонстрировали, что дело Тимошенко рассматривалось украинскими властями в качестве дополнительного аргумента давления на Россию в переговорном процессе по условиям поставок и цене газа. Данные аргументы лежат исключительно в политической плоскости, поскольку действующая договорная база предусматривает исчерпывающее описание процедуры пересмотра соглашения, определяющего принципы закупок российского газа.
Отказавшись от обращения в Стокгольмский арбитраж, Виктор Янукович и его окружение сделали ставку на шантаж «Газпрома» с помощью дела Тимошенко. Данная тактика оказалась неэффективной. За однозначно негативной реакцией мирового сообщества на приговор Тимошенко последовали действия, направленные на ограничение контактов с Украиной. Реакция Запада на приговор Тимошенко также засвидетельствовала то, что Украина вряд ли сможет рассчитывать на весомую поддержку властей Евросоюза и отдельных стран Европы в возможном газовом конфликте с Россией. Не менее жесткой, однозначной и ожидаемой стала реакция России.
Таким образом, ставка Киева на приговор Тимошенко в переговорном процессе с «Газпромом» не сыграла и, по всей видимости, для получения дешевого газа придется пойти на непопулярные в глазах общественности решения о допуске российского монополиста на украинский газовый рынок.
III. Недоступный сжиженный газ
Летом 2011 года цены на сжиженный газ в Украине достигли рекордных значений. Стоимость некогда дешевого и потому популярного вида топлива для домохозяйств и автомобилистов приблизилась к ценам на нефтепродукты.
Причиной кризиса на рынке сжиженного газа в том, государство не намерено менять порочную систему его реализации, которая создана чиновниками. Около 60% рынка находиться под контролем двух компаний - «Укрнафты» и «Укргаздобычи». По закону весь сжиженный газ эти компании реализуют на специальных аукционах для нужд населения.
Цена регулируется законодательством и на майском аукционе составила 2130 грн. за тонну.
На рынке летом 2011 года цена перешагнула отметку в 10 000 грн. за тонну. В итоге, недополученный доход «Укрнафты» и «Укргаздобычи» составил около 1,5 млрд. грн.
При этом ресурсы сжиженного газа недоступны большинству участников рынка. Они распределяются среди узкой группы компаний под видом дальнейшей поставки населению.
В реальности из 40 тыс. т, реализованных на аукционах, лишь 10 тыс. т дошло до рядовых потребителей (газ в баллонах). Оставшиеся объемы были реализованы на заправках по рыночным ценам.
Таким образом, ограниченная группа компаний-трейдеров, которые не обладают необходимой инфраструктурой, зарабатывает при реализации сжиженного газа сверхприбыли, а государство, по сути, отказывается от контроля над данным сегментом рынка. Все это происходило при поддержке государственных ведомств, в частности аукционного комитета, в который входят представители Минэнерго.
В сухом остатке, кризис на внутреннем рынке сжиженного газа наглядно демонстрирует подмену реальной недискриминационной правительственной политики в сфере обеспечения потребителей энергоресурсами «борьбой с ветряными мельницами». А методы борьбы с продажей сжиженного газа населению по завышенной цене напоминают прошлогоднюю ситуацию с преодолением дефицита гречки. При том, что на обоих кризисах нажились трейдеры-посредники, а властям так и не удалось продемонстрировать эффективность работы государственного аппарата в интересах налогоплательщиков.
IV. РосУкрЭнерго потеснило «Нафтогаз» на внутреннем рынке
Первая половина 2011 года прошла под знаком возвращения на внутренний рынок швейцарского оффшора «РосУкрЭнерго». Несмотря на согласованную ранее схему возвращения «Нефтегазом Украины» 12,1 млрд. куб. м газа компании «РосУкрЭнерго» этот процесс был ускорен. В результате уже в мае весь газ был передан с баланса «Нафтогаза» на баланс «РосУкрЭнерго».
Это было первым шагом потери позиций «Нафтогаза» на внутреннем рынке. Уже с 1 апреля группа компаний Ostchem Group, принадлежащая Дмитрию Фирташу, начала импорт среднеазиатского газа для своих химических предприятий в Украине в обход «Нафтогаза».
Допуск частной компании на газовый рынок Украины засвидетельствовал утрату государством контроля над импортом газа. Правительство отныне не будет гарантировать потребителям поставки этого важнейшего энергоносителя, доля которого в энергобалансе страны превышает 45%.
Фактический крест на позициях «Нафтогаза» на внутреннем рынке поставил Высший хозяйственный суд в октябре 2011 года. Он признал незаконным участие «Нафтогаза» в СП «УкрГаз-Энерго». Госкомпания лишилась около 2 млрд. грн. дивидендов от деятельности СП в 2006-07 гг. и окончательно проиграла борьбу за место на создаваемом рынке газа в стране.
В годы своей активной работы «УкрГаз-Энерго» фактически лишило «Нафтогаз» возможности поставлять газ промышленным предприятиям - единственной категории потребителей, обеспечивавшей прибыльность продажи топлива. Теперь «УкрГаз-Энерго» с легкостью может вернуть себе значительную долю рынка газопоставок. Продажа Дмитрием Фирташем половины в трейдере «УкрГаз-Энерго» и контролируемых им региональных газопоставляющих компаний позволит «Газпрому» создать полноценную схему поставок газа конечным потребителям в Украине. С учетом заявленного властями курса на либерализацию рынка природного газа в Украине и значительной емкости рынка через определенное время данный бизнес станет достаточно привлекательным для «Газпрома»