Российская революция в соцсетях, которую предрекали некоторые эксперты и наблюдатели, так и не случилась: активные интернет-пользователи покидают оппозиционные и протестные сообщества во «Вконтакте» и в «Фейсбуке», а те, кто еще состоят в них, не хотят ни рисовать плакаты, ни митинговать.В конце прошлого года в России произошел всплеск гражданской активности, который был вызван думскими выборами.
Причем активисты поддерживали контакты с помощью социальных сетей - «Вконтакте», «Facebook», «Google+», и других. В различных протестных интернет-сообществах раздавались призывы несогласных с результатами выборов, писались тексты для транспарантов для митингов, сочинялись кричалки, обдумывались стратегии уличных протестных акций. Многие тогда заговорили о том, что в России может случиться «арабская весна», и что предполагаемая революция произойдет именно с помощью соцсетей, но, похоже, эти прогнозы не сбылись: россияне больше не обсуждают политические новости в «Вконтакте» или «Facebook», а многие и вовсе вышли из состава протестных интернет-групп.
Так, самое популярное протестное интернет-сообщество «Вконтакте» в Екатеринбурге, в котором в пиковый период (конец декабря 2011 года) состояло едва ли не 15 тысяч человек и называвшееся тогда «Екатеринбурга за честные выборы», сейчас переименовано в «Добрую машину пропаганды» и насчитывает на три тысячи участников меньше. Между тем, еще в декабре именно в этом сообществе координировали свои действия участники митингов и акций протеста на площади Труда в уральской столице. Теперь же обновления на стене группы появляются редко и, в основном, это перепосты из других групп схожей тематики. Обсуждения участников сообщества, несмотря на все еще большое количество подписчиков, почти сошли на нет - каждый пост администрации группы едва ли набирает два-три комментария.
Маленькие группы интернет-протестующих, которые создавали жители провинциальных городов, и вовсе почти все удалены. Например, группы, которые координировали действия активистов протестных движений в Каменске-Уральском или Качканаре, постигла именно такая участь - ликвидация.
Впрочем, есть примеры стойкости и упорства - например, в Нижнем Тагиле. Активисты этого города поддерживают жизнь своего сообщества «Вконтакте», которое называется «Тагильчане за честные выборы», и даже собираются выйти на акцию протеста 1 мая этого года. Впрочем, обсуждают будущее мероприятия единицы участников из 150 человек, подписанных на обновления.
Стоит отметить, что резко схлынул интерес и к группам с тематикой «Против оранжевой революции», большинство из которых, как отмечает корреспондент «Нового Региона», появились не по сознательному решению общества, а как реакция на возникновение сообществ «За честные выборы». Большая часть из таких «антиоранжевых» групп удалена, те же, которые «выжили», насчитывают единицы участников, но всякая гражданская активность в них прекращена.
Кстати, системные партийцы, которые весьма оживленно вливались во всевозможные движения под слоганом «За честные выборы», тоже охладели к протестным настроениям в соцсетях. Например, группа «Вконтакте» «Агитатор КПРФ» (ранее - «Наблюдатель КПРФ») переключила свое внимание с «нечестных» думских выборов 2011 года и «нечестных» президентских выборов 2012 года: теперь самые популярные (по количеству «лайков») посты в сообществе посвящены священнослужителям, которые купаются в роскоши, а также «пагубному влиянию» Запада на Россию.
Еще одна любопытная тенденция, характерная для политической интернет-активности прошлой зимы - появление зачатков политических движений из интернет-сообществ. Так, участники группы «Межрегиональное взаимодействие», которая обитает в Google+, поговаривают о создании если не партии, то хотя бы политического движения на основе ныне действующего сообщества.
Глава Уральской гильдии политконсультантов Константин Киселев, однако, не склонен считать показательным отток людей из тематических групп в соцсетях. «Революции не происходят в соцсетях, потому что революции нацелены на изменение реальности, оффлайна. Сеть - это инструмент, и он никуда не делся, - говорит эксперт. - Была некая переоценка значимости этого инструмента. Но не уверен, что можно говорить сейчас о снижении роли соцсетей. Переоценивать их не надо - в арабских странах революции не создавались в интернете, через него они только координировались». Также Константин Киселев отметил, что при появлении нового повода для массового недовольства люди снова воспользуются соцсетями
NR2.ru:
http://www.nr2.ru/ekb/381230.html