В Мексике неожиданно закончилась самая странная гражданская война, происходившая в мире в последнее десятилетие. Повстанцы-сапатисты, почти десять лет боровшиеся с правительством, создали в контролируемом ими штате Чьяпас собственные органы власти - "добрые правительства" - и сложили оружие. А их командир, гуру мирового антиглобализма субкоманданте
(
Read more... )
В итоге в каждый пункт законопроекта было внесено по поправке, а статьи, гарантирующие автономию индейцев, вообще вычеркнули. Закон и пять поправок к конституции были утверждены парламентом, но теперь признавать закон отказались индейцы, заявляя, что, согласно ему, их положение становится еще хуже. "Мы вернулись к испанской колониальной системе",- говорил один индеец-правозащитник. 14 из 31 штата Мексики, где преобладает индейское население, не ратифицировали изменения в законодательстве.
Сапатисты немедленно прервали переговоры. Субкоманданте Маркос объявил, что новый закон защищает не права индейцев, а права землевладельцев. Повстанцы вернулись к себе в Чьяпас, отказываясь от каких-либо контактов с правительством. Более того, сапатисты надолго замолчали - если до этого субкоманданте Маркос постоянно вывешивал свои воззвания в интернете и новости о сапатистском движении немедленно распространялись по всему миру, то после провала переговоров лидер повстанцев взял затяжную паузу.
Власти всерьез опасались возобновления войны, и 20 тыс. солдат мексиканской армии остались в Чьяпасе. "Мы никуда не спешим. Пятьсот лет власти не слушали нас. А сейчас вдруг они хотят знать, о чем мы думаем. Это их проблема. Время на нашей стороне",- заявлял один из представителей сапатистов.
Сапатисты последовательно отвергали все предложения президента Фокса вернуться за стол переговоров, заявив, что от этого не будет никакой пользы. Вместо этого они организовали масштабное рекламное мероприятие, в ходе которого и объявили свою новую программу действий. Приглашая всех желающих принять участие в слете в деревушке Овентик, субкоманданте Маркос говорил, что это будет "гипермегасупердуперконцерт без всякой иной причины, кроме радости от того, что мы живы и восстаем".
"Добрые правительства"
В последние два года мир стал забывать о сапатистах, хотя субкоманданте и оставался символом антиглобализма. Одновременно популярность движения стала падать и в самой Мексике. Если прежде большинство населения, особенно молодежь, сочувствовали САНО, то теперь все больше людей стали разочаровываться в сапатистах. Мексиканская молодежь увлекалась все более радикальными левыми идеями, считая, что Маркос, отказавшись от борьбы, предал свои идеалы.
Праздничная манифестация в Овентике стала не только напоминанием, но и констатацией факта, что сапатисты вовсе не отказались от своих целей. Наоборот, они преуспели в их достижении за два года изоляции намного больше, чем за время открытого противостояния с правительством. Все это время они посвятили формированию самоуправления в контролируемой ими части штата Чьяпас. На прошедшем собрании было лишь торжественно провозглашено, что на юге Мексики де-факто существует индейская автономия.
В 30 муниципалитетах, которые находятся под контролем сапатистов, созданы новые народные органы самоуправления. Сапатисты назвали их "добрые правительства", или "караколи" ("морские раковины" - метафора, придуманная субкоманданте Маркосом). В их состав вошли местные индейские вожди, старейшины и известные общественные деятели. Самопровозглашенные "добрые правительства" будут разрешать споры, а также собирать налоги, которые затем будут тратиться на благотворительные нужды. Командование сапатистов отказалось от какой-либо власти, передав все полномочия гражданским лицам. "САНО не может быть голосом тех, кто правит. САНО представляет тех, кем управляют. Военные не должны входить во власти автономии. Армии не должны править",- заявил в видеообращении субкоманданте Маркос.
Reply
Leave a comment