Эту карточку я вам уже показывала, но пожалуй, это лучшее фото реки Влтавы, сделанное мной.
Предисловие номер раз:
В детстве, когда родители хотели отдать меня в музыкальную школу, они спросили, какой инструмент я хочу освоить. Основным условием было, что пианино мы позволить себе не можем, так как жили в малюсенькой однушке. Моя судьба была предрешена, когда я заявила, что выбираю скрипку. Мама поняла, что ее нелюбовь к этому инструменту уж очень сильна и она не выдержит моих домашних репетиций. Так моя музыкальная карьера закончилась не начавшись. Порой мне не хватает знаний в этой сфере, и иногда я ловлю себя на мысли, что хотела бы узнавать произведения русских композиторов на слух.
Предисловие номер 2:
Весной 2013 года мы с подругами ездили в
Прагу. Запомнился мне там один маленький уличный оркестр, который играл удивительное произведение "Влтава" чешского композитора СмЕтаны. Факт врезался в память, и когда я увидела, что Владимирский Губернский оркестр дает концерт, в котором будут исполнять это произведение, я тут же стала собирать девчонок в культпоход.
Вот на этих ступенях у Пражского града и стоял уличный оркестр.
Концерт получился удивительным! Первой звучала "Влтава", которую я, к сожалению, не узнала на слух (все-таки зрительная память у меня в разы сильнее, чем слуховая). Ведущая в этот день болела, поэтому речь взял на себя сам дирижер Артем Маркин. Он рассказал, что произведение Сметаны очень европейское. В нём много влияния австрийской музыки и Влтава в конце произведения превращается в Рейн.
Сметана - первый чешский композитор, обратившийся к жанру симфонической поэмы. ″Влтава″ - вторая из шести поэм цикла, объединенного общим названием ″Моя родина″. Цикл ″Моя родина″ был написан композитором в период с 1874 по 1879 годы. В него входят поэмы ″Вышеград″, ″Влтава″, ″Шарка″, ″В чешских лугах и лесах″, ″Табор″ и ″Бланик″. В этих сочинениях Сметана связывает форму симфонической поэмы, разработанную Ференцем Листом, с чешскими национальными мотивами. Каждая из поэм посвящена какой-либо легенде, историческому эпизоду или природе Чехии. Цикл ″Моя родина″ уникален в музыкальной литературе XIX века. И не только потому, что композитор начал трудиться над ним после того, как полностью потерял слух.
″Влтава″ была создана Сметаной в течение ноября и декабря 1874 года. Композитор описывает одну из крупнейших чешских рек. Наигрыши флейт в начале поэмы изображают спокойное течение Влтавы, звуки труб и валторн - охоту в лесу на ее берегах, ритм веселой польки - крестьянскую свадьбу, тихая мелодия у скрипок на фоне ″переливов″ деревянных духовых - ночные хороводы. Звучит мотив Вышеграда из первой поэмы.
А вот как сам автор говорит о ″Влтаве″:
″Из двух источников возникает Влтава - теплого и холодного. Объединившись, течет она мимо просторных лугов и полей - жители этих мест справляют празднества. При лунном свете русалки ведут свой хоровод. Мимо проносятся гордые крепости, замки, руины, сросшиеся с дикими скалами. Влтава пенится, плещется у Святоянских порогов и широким потоком устремляется к Праге, к Вышеграду. Течение ее величаво, оно уносит Влтаву далее, где она сливается с Эльбой″.
В Чехии мелодия ″Влтавы″ считается неофициальным национальным гимном. Позднее эта же мелодия легла в основу гимна Израиля - ″Атиква″.
ИсточникМаркин немного рассказал и про Рахманинова, последние произведения которого "Симфонические танцы" написано в эмиграции. Оно такое сложное, грустное, но такое красивое! В первой части был фрагмент, где солировал саксофон, и я не могла отделаться от ощущения, что слушаю саундтрек к Советской доброй сказке, где обязательно должны присутствовать Иванушка, Аленушка и Баба Яга. Во второй части играл вальс смерти, как назвал его Маркин. И правда, звучит начало вальса, ты представляешь дам и кавалеров, готовых сделать шаг и закружится, но всё обрывается не начавшись. Раз, другой, третий... А еще Маркин упомянул, что вся музыка 21 века, каким-либо образом основывается на произведениях Рахманинова. Короче говоря, натырена у него. "Тот же Стинг",- упомянул он. Ну что же, знакомство с русским композитором считается состоявшимся, главное продолжать!
Совет тем, кто считает, что классическая музыка не для него: я до сих пор не воспринимаю ничего из классики в записи, только живем, поэтому сходите на концерт! Обязательно!