Статья Франца Эрнста Кристиана Ноймана «Назначение костного мозга для образования крови» в газете «Центральный листок медицинской науки» № 44 за 1868 год
Школа патологии Кёнигсберга была признана в мировом научном сообществе по достоинству не сразу. Ей пришлось многое доказывать и решить многие проблемы...
В середине XIX века при университетах Европы были созданы патологоанатомические институты. В Пруссии самый важный из них базировался в Берлине. Отсюда немецкий патолог, гистолог и физиолог с мировым именем Рудольф Вирхов направил большинство своих учеников, в вновь созданные патологические институты в немецкоязычных университетах.
Рудольф Вирхов
В Восточной Пруссии этим университетом был знаменитый Кёнигсбергский университет (Альбертина) открытый 17 августа 1544 года благодаря активному участию последнего магистра Тевтонского ордена и первого герцога Пруссии Альбрехта Бранденбург-Ансбахского.
Герцог Пруссии Альбрехт
В 1864 году в Альбертине была учреждена кафедра по патологической анатомии и общей патологии, которую занял известный в Европе немецкий патолог и анатом Фридрих Даниэль фон Реклингхаузен. Он же был назначен и первым директором института патологии Альбертины в Кёнигсберге. В здании старой хирургической клиники Альбертины в 1865 году он устроил «более чем скромный кабинет для новой специальности», который будет использоваться патологами до 1890 года.
Старая хирургическая клиника Альбертины (1864) на Drummstrase 25-29 (сейчас это комплекс зданий филиала Национального медико-хирургического центра им. Н. И. Пирогова на улице Больничной, 34-38). Здание сохранилось в частично перестроенном виде. Кёнигсберг, 1910-е годы
До этого момента в Кёнигсберге «Патологическую анатомию представляли физиологи». Фридрих фон Реклингхаузен пробыл в Кенигсберге всего один год, а его преемником вскоре стал
Франц Эрнст Кристиан Нойман. Институтом патологии Нойман руководил в течение 37 лет, с 1866 по 1903 год. За этот период он совершил множество научных открытий, особенно в области гематологии, которые навсегда вписали золотыми буквами его имя в мировую науку и медицину. Под его руководством в Кёнигсберге его 25 учеников защитили диссертации.
Кровь и пигменты. Ядро «большого лимфоцита» стволовой клетки в печени эмбриона (GrLk). Рисунок Франца Эрнста Кристиана Ноймана (1914). Опубликовано в Blut und Pigmente - Gesammelte Abhandlungen mit Zusätzen. Йена, 1917 год
Патолого-фармацевтический институт Альбертины Кёнигсберга - (Pathologisch-Pharmakologisches Institut der Albertus-Universität Königsberg)
Новое здание Патолого-фармацевтического института Альбертины было построено в Кёнигсберге в 1891-1892 году на Coppernicusstraße 3-4 (сейчас улица Коперника в Калининграде). Здание до наших дней оно к сожалению не сохранилось.
Архитектурный план (чертеж фасада) Патолого-Фармакологического институтов Альбертины на Coppernicusstraße 3-4 (сейчас это улица Коперника в Калининграде). Здание не сохранилось. Кёнигсберг, 1891 год. Архитектурном музее Технического университета Берлина (Technische Universität Berlin).
В оснащении института патологии имелось несколько хороших микроскопов, на которых использовался «нативный препарат» (Нойман, 1869). Только при Карле Кайзерлинге институт был оснащен новейшей техникой, например, замораживающим микротомом, люминесцентной микроскопией для исследования туберкулезных бактерий, а также новейшим фотографическим, микроскопическим и макроскопическим оборудованием.
План расположения Патолого-Фармакологического институтов Альбертины на Coppernicusstraße 3-4. Кёнигсберг, 1891 год. Архитектурном музее Технического университета Берлина (Technische Universität Berlin).
Проекции в классе и со спектрографией для обнаружения таллия в тканях. В 1903 году Рудольф Бенеке расширил демонстрационный зал института двумя столами для вскрытия. Разрушение института авианалётом 31 августа 1944 года уничтожило большую часть всех проделанных там работ, особенно ценную коллекцию препаратов.
Современное место расположения бывшего Патолого-Фармакологического институтов Альбертины на улице Коперника в Калининграде (бывшая Coppernicusstraße 3-4 ). Из архива И.Г. Скобея. Калининград, 2024 год
Директора института патологии Альбертины в Кёнигсберге:
- Фридрих Даниэль фон Реклингхаузен (1833-1910) с 1865 по 1866 год;
- Франц Эрнст Кристиан Нойман (1834-1918) с 1866 по 1903 год;
- Рудольф Бенеке (1861-1946) с 1903 по 1906 год;
- Фридрих Хенке (1868-1943) с 1906 по 1911 год;
- Карл Кайзерлинг (1862-1942) с 1913 по 1935 год;
- Карл Крауспе (1895-1965) с 1935 по 1944 год.
Директора института патологии Альбертины в Кёнигсберге
Они последовательно продолжили Кёнигсбергскую унитарную гематологическую школу. Институт патологии Альбертины был предан забвению с распадом Берлинского гематологического общества в 1908 году. В начале XX-го века в Европе шли дебаты о стволовых клетках крови. По мнению ученых Кёнигсбергского патологоанатомического института, даже у взрослых из паренхиматозной ткани костного мозга образуются новые стволовые клетки, из которых могут развиваться новые «эритроциты», например, в случае кровопотери (унитарная точка зрения). Такое мнение высказали русский и американский патолог, эмбриолог и гематолог Александр Максимов (1874-1928) из Санкт-Петербурга, Макс Асканази (1865-1940) из Женевы и Артур Паппенгейм (1870-1916) из Берлина в основанном им «Берлинском гематологическом обществе» (1908).
Сторонники унитарной точки зрения теории кроветворения в костном мозге
Однако противники этой гипотезы взяли верх: стволовая клетка, созданная однажды в эмбриональном периоде, после рождения развивается в несколько различных рядов клеток крови (дуалистическая точка зрения). Самым настойчивым дуалистом был лауреат Нобелевской премии Пауль Эрлих (1854-1915) вместе с Вильгельмом Тюрком (1871-1916) из Вены и Отто Нэгели (1871-1938) из Швейцарии. В результате Кенигсбергский патологоанатомический институт был полностью забыт после первой мировой войны. Только спустя более чем 100 лет существование стволовых клеток костного мозга, которые регенерируют после рождения, можно было доказать с помощью культуры костного мозга (Фаузер), на что институт патологии Кёнигсберга указал ещё в 1912 году (Нойман).
Сторонники дуалистической точки зрения теории кроветворения в костном мозге
К сожалению, после смерти Нойман был предан забвению. Лишь несколько патологов и гематологов Г. Розенов, М. Винтробе и М. Тавассоли вспомнили о великих достижениях гематологической школы Кёнигсберга 1860 - 1880-х годов.
Гранитная мемориальная доска в Кафедральном соборе Калининграда в честь самых выдающихся ученых Альбертины. Франц Эрнст Кристиан Нойман указан в ней «23» по счёту. Калининград, 2012 год
Вот так говорили о нём его ученики:
«Помимо крови Нойман микроскопически исследовал костный мозг, выглядящий как гной: он обнаружил, что лейкоциты в крови и костном мозге морфологически идентичны» (G. Rosenow).
Институты патологии Кёнигсберга (Ноймана) и Турина (Бидзодзеро) «сообщили о наблюдениях и сделали выводы, которые были настолько революционными, что они не были приняты» (M.Wintrobe).
«Он объяснил мне, как много можно узнать о клетках из неокрашенных препаратов. «В настоящее время», - сказал он, - «многие люди находятся под сильным впечатлением от красиво окрашенных гистологических срезов и пренебрегают исследованием свежих, неокрашенных клеток». (G. Rosenow).
«Нойман предоставил нам классическое утверждение. В 1882 году он сформулировал правило, регулирующее развитие желтого костного мозга. По сути, он признал явление, которое иногда называют законом Неймана. В нем говорится, что при рождении все кости, содержащие костный мозг, содержат красный костный мозг. С возрастом кроветворная активность сокращается к центру тела, в результате чего в периферических костях остается только жировой костный мозг. Около 50 лет исследователи мозга не знали, что делать с этим явлением... Однако, несмотря на все противодействие, в течение двух десятилетий открытие Неймана стало научной аксиомой! Блеск истины поначалу может быть ослепляющим, но в конечном итоге он заменяет все искусственные осветители» (M. Tavassoli).