Здание новой Альбертины - шедевр итальянского неоренессанса Кёнигсберга

May 21, 2024 22:15





Здание новой Альбертины на Paradeplatz, 1 (сейчас улица Университетская, 2 в Калининграде) и конный памятник Фридриху Вильгельму III. Вид на запад. Кёнигсберг 1930-е годы.



Новый Альбертус - университет Кёнигсберга - Neue Аlbertus - Universität Königsberg

Время строительства: 1844-1861 годы

1844 год - заложение первого камня в основание здания

1856 год - начало строительства здания

1862 год - официальное открытие здания

1925-1928 годы - строительство пристройки здания

Адрес расположения: Königsberg, Paradeplatz, 1 - Калининград, улица Университетская, 2

Архитектор: Фридрих Август Штюлер

Скульптуры на фасаде здания: Герман Шивельбайн и Рудольф Зимеринг

Боковой флигель: Роберт Либенталь

Мраморные фигуры фасада флигеля: Герман Брахерт

Барельефы внутреннего дворика: Рудольф Даудерт



Здание Новой Альбертины на Paradeplatz, 1 и конный памятник Фридриху Вильгельму III. Вид на юго-запад. Кёнигсберг 1930-е годы.

31 августа 1844 года во время празднования 300-летия Кёнигсбергского университета было принято решение о строительстве нового здания университета, получившего название «Новая Альбертина». Король Фридрих Вильгельм IV, бывший также с 1808 года ректором университета, заложил первый камень в основание будущего строения.



Закладка фундамента под здание новой Альбертины королем и "ректором навеки" Фридрихом Вильгельмом IV. Гравюра. Кёнигсберг, 28.8.1844 год.

По экономическим причинам начало строительство было отложено до 1856 года, а завершено лишь в 1862 году. Фридрих Вильгельм IV не дожил до окончания строительства, на торжественном освящении университета 20 июля 1862 года присутствовал кронпринц Фридрих, который в 1861 году унаследовал почетную должность ректора университета.



Здание новой Альбертины на Paradeplatz, 1 с арочной колоннадой на уровне первого этажа. Вид на север. Кёнигсберг 1930-е годы.

Протяжённое трёхэтажное здание Новой Альбертины было построено и открыто 20 июля 1861 года на Paradeplatz, 1 (ныне улица Университетская, 2) в стиле итальянского неоренессанса из желтого клинкерного кирпича по проекту знаменитого немецкого архитектора Фридриха Августа Штюлера.



Фридрих Август Штюлер

Длина фасада составляла 70 метров, ширина - 20 метров. Здание имело свою крытую галерею, скульптуры на крыше и барельефы на лицевом фасаде. Обо всём этом я подробно расскажу ниже. Центральный ризалит здания был богато и пышно украшен различными архитектурными элементами.



Лицевой фасад здания новой Альбертины на Paradeplatz, 1 с арочной колоннадой на уровне первого этажа. Вид на северо-запад. Кёнигсберг 1920-е годы.

В центре фасада располагался широкий прямоугольный центральный ризалит. На его первом этаже находились три полукруглых входных портала разделенные двумя массивными прямоугольными колоннами. От него в обе стороны простиралась большая крытая галерея с 24 колонами в ионическом стиле с отступом от фасада в 2.5 метра. Галерея имела сквозной проход на всём своём протяжении.



Архитектурный план лицевого фасада здания новой Альбертины с барельефами герцога Альбрехта верхом на боевом коне, ангелами и аллегорическими женскими фигурами. Источник: Музей Кёнигсберга.

Центральный ризалит второго этажа здания венчали три высокие, в полтора этажа, арочные окна актового зала с тремя декоративными перемычками в каждом, разделенные между собою четырьмя небольшими полукруглыми пилястрами, на которых золотыми буквами были выведены надписи на латыни:

«Virtus» - «Добродетель»

«Pietas» - «Благочестие»

«Candor» - «Веселье»

«Sapientia» - ««Мудрость».



Ситуационный план здания новой Альбертины, бокового флигеля Либенталя и внутреннего дворика.

Вся эта композиция была дополнена декорированной облицовочной плиткой с медальонами в виде цветков. Каждое арочное окно в верхней своей части имело скульптурную композицию в виде двух ангелов (всего их было 6). Слева и справа от них, располагалась две полукруглые ниши со скульптурами реформаторов церкви - Мартина Лютера и Филиппа Меланхтона, работы скульптора Германа Шивельбайна.



Интерьер холла с готическими сводами и коридором левого крыла здания новой Альбертины на уровне 2-го этажа. Вид на юг. Кёнигсберг, 1920-е годы.

Далее, на уровне верхней части третьего этажа располагался барельеф выполненный из жёлтого песчаника, изображающий герцога Альбрехта верхом на боевом коне. С двух сторон от которого находились четыре аллегорические женские фигуры из серого песчаника в туниках, олицетворявшие четыре естественные науки: философию, теологию, юриспруденцию и медицину. Созданы они были в память о первых четырех факультетах Альбертины: трех «высших» - теологического, юридического и медицинского и одного «низшего» - философского. Барельеф дополняли два окна, аналогичные второму этажу, но уже меньшего размера.



Интерьер холла с готическими сводами и коридором правого крыла здания новой Альбертины на уровне 2-го этажа. Вид на север. Кёнигсберг, 1920-е годы.

С двух сторон от барельефа располагались два круглых медальона с выполненными Рудольфом Зимерингом (выпускником Альбертины) портретами первого ректора университета Георга Сабинуса и поэта Симона Даха. А венчал весь этот богато украшенный лицевой фасад здания полукруглый фронтон с прусским орлом и латинской надписью: «Фридрих Вильгельм IV начал в 1844 году, Вильгельм завершил в 1862 году».



Университетская аула новой Альбертины. Слева у входной двери видна настенная роспись: Гиппократ у постели больного в Афинах (автор Карл Людвиг Юлиус Розенфельдер). Вид на север. Кёнигсберг, 1920-е годы.

По бокам от центрального ризалита здания в обе стороны на уровне второго и третьего этажей шла галерея из 10 оконных проемов, аналогичных центральной части здания. В углах основного здания и центрального ризалита стояли восемь женских скульптур - аллегорические изображения естественных наук: «истории», «законодательства», «государственного управления» и «археологии» (на переднем фасаде) и «географии», «математики», «физики» и «астрономии» (с тыльной стороны).



Университетская аула новой Альбертины. Слева у входной двери видна настенная роспись: Святой Павел ведет проповедь в Афинах на ступенях храма (автор Карл Людвиг Юлиус Розенфельдер). Вид на юг. Кёнигсберг, 1920-е годы.

Между которыми по всему периметру здания шел оградительный портик из гипса и ракушечника. Здание имело пологую конусообразную крышу с тремя шпилями в своей центральной части. Вход в университет располагался на уровне первого этажа. Проходя через крытую галерею, можно было попасть в просторный вестибюль со сводом, из которого шесть мраморных ступеней выводили на уровень коридоров первого этажа, расширявшихся перед большой лестницей, до второй части вестибюля.



Зал торжественных заседаний сената новой Альбертины. Слева виден бюст Иммануила Канта. Вид на юг. Кёнигсберг, 1920-е годы.

Балюстрада из красного мрамора справа и слева от ступеней разделяла обе части помещения на две равные части. Его свод опирался на колоны из серого мрамора. Примыкавшие с обеих сторон для занятий и администрации, связанные попарно, располагались вдоль коридоров, имевших собственные своды. Начинавшаяся внизу широкая лестница разделялась на два прохода, которые завершались в большом холле второго этажа, по своим размерам похожем на целый зал. Колонны холла были выполнены из коричнево-красного мрамора.



Переход между главным корпусом и пристройкой новой Альбертины. Кёнигсберг, 1930-е годы.

Широкая дверь посередине холла вела в аулу со сводом. В левом крыле здания находилось семь аудиторий различной величины, а в правом флигеле, впереди, - зал заседаний сената и другие аудитории.



Учебная аудитория пристройки новой Альбертины. Кёнигсберг, 1930-е годы.

Из холла боковая лестница вела на третий этаж, где слева размещалась библиотека, большой читальный зал, украшенный настенной живописью, бюстами учёных, картинами в тяжёлых золочёных рамах, собранием медных гравюр и античных ценностей.



Служебный кабинет новой Альбертины. Кёнигсберг, 1930-е годы.

Тут располагались ещё две аудитории. Справа - собрание минералов, аудитория и квартира секретаря. Над актовым залом (высотой больше полутора этажей) в чуть более высоком ризалите располагалось просторное помещение, которое держалось в резерве. Также у здания была своя система водоснабжения, газовое освещение, кафельные печи. Туалет располагался снаружи, в отдельной постройке.



Аудитория бокового флигеля новой Альбертины. Кёнигсберг, 1930-е годы.

В 1925-1928 годы с северо-западной стороны к университету был пристроен боковой флигель работы известного кёнигсбергского архитектора Роберта Либенталя. Там располагались большие аудитории и университетская касса, а вход во флигель украшали мраморные фигуры «исследователя» и «преподавателя» работы известного городского скульптора Германа Брахерта. Внутренний дворик университета обрамляли барельефы со сценками из студенческого быта работы Рудольфа Даудерта.



Фасад бокового флигеля новой Альбертины по проекту архитектора Роберта Либенталя. Кёнигсберг, 1930-е годы.

3 августа 1851 года Фридрих Вильгельм IV посещает Кёнигсберг впервые после революционных событий (с марта 1848 года по лето 1849 года Пруссию, как и большую часть Европы, накрыла волна буржуазно-демократических восстаний).



Пристройка новой Альбертины. Вид со двора. Кёнигсберг, 1930-е годы.

Поводом тому стала установка самой большой городской скульптуры: памятник мастеров Кисса и Принтца представлял собой образ короля Фридриха Вильгельма III в пурпурном плаще и с лавровым венком на голове, восседающем на лошади тракененской породы, бьющей копытом. Скульптуру отливали на заводе Лауххаммера из трофейных французских пушек. Высота - 10,3 метра, вес - 12,5 тонн.



Памятник Фридриху Вильгельму III в Королевском саду на Paradeplatz, 1. Вид на юг. Кёнигсберг, 1920-е годы. Источник: Музей Кёнигсберга.

На двух сторонах монумента располагались женские аллегорические фигуры: Вера, Справедливость, Любовь, Мудрость, Согласие. Пьедестал украшал прусский орёл и надпись: «Своему королю Фридриху Вильгельму III - благодарная Пруссия». После того как памятник был отлит, началось сложное путешествие в Кёнигсберг. Ввиду своих огромных габаритов и ухабистости дорог, его несколько раз роняли. Для перевозки был изготовлен колёсный вагон, который тянули 16 лошадей.



Памятник Фридриху Вильгельму III в Королевском саду на Paradeplatz, 1. Вид на север. Кёнигсберг, 1920-е годы.

Когда монумент добрался до Кёнигсберга, вновь начались трудности: пришлось на время демонтировать крышу новых Бранденбургских ворот, расширять проезжую часть у Зеленых ворот Кнайпхофа (ныне остров Канта). В общей сложности путь из Берлина в Кёнигсберг занял более месяца.



Тематические барельефы и женские аллегорические фигуры на пьедестале памятника Фридриху Вильгельму III. Кёнигсберг, 1920-е годы.

калининград, осколки кёнигсберга, кёнигсберг

Previous post Next post
Up