Оригинал взят у
ivanshivan в
Отзыв на «Легкое дыхание Ивана Бунина» Никиты МихалковаНикита Сергеевич, добрый день!
Спасибо за интересный фильм. Я тоже достаточно долго интересуюсь, изучаю тему раскола России и революции. Согласен, что «Окаянные дни» Ивана Алексеевича Бунина - это важный, правдивый и актуальный до сих пор портрет эпохи и личности Бунина вовремя революции и как человека, и как писателя, и как помещика.
Невольно, даже скорее закономерно хочется расширить тему фильма за счет более подробного сопоставления взгляда Бунина на эпоху со взглядами других его современников. Я имею в виду и Ивана Сергеевича Шмелева, имя которого несколько раз звучало в течение фильма. Ведь впечатления о революции этого солнечного доброго писателя оформились в роман «Солнце мертвых», который своей беспросветностью и темнотой так не похож на другие произведения писателя. Понимаю, что на это неизбежно повлияла казнь сына Шмелева в большевистских застенках, единственного сына, который сдался на милость победителя.
Вспоминается и творчество Василия Акимовича Никифорова-Волгина и его «Дорожный посох», который дает на революцию не полный ненависти взгляд, а взгляд православного христианина, который продолжает жить в новой реальности. Да, страшной, но новой послереволюционной жизни.
Не стоит сбрасывать со счетов и роман «От Двуглавого Орла к красному знамени» Петра Николаевича Краснова, который был настольной книгой для многих русских эмигрантов. Его роль интересна еще и тем, что он воевал не только пером, но и шпагой, пытался изменить ход событий, а не только рыдать от безысходности, как Бунин. В конечном итоге Краснов все же допустил роковую ошибку, решив бороться с большевизмом на стороне Гитлера, который стремился уничтожить не только большевизм, но и практически все живое на территории бывшей Российской Империи. Важно, что Бунин был знаком с художественным творчеством Краснова, о чем свидетельствуют его дневниковые записи. Интересна тут и совместная работа Краснова с Александром Куприным над журналом «Приневский край» непосредственно вовремя гражданской войны.
Интересна тут и судьба романа «Хождение по мукам», который Алексей Толстой, или «красный граф», как его называли некоторые современники, переписал, вернувшись в СССР. Стоит, наверно, остановиться и на личности Аркадия Петровича Гайдара, на произведения которого выросли многие поколения тогда советских граждан. Ведь не случайна дневниковая запись, в которой он говорит о том, что снятся ему убитые им люди. Какая страшная параллель - детский писатель и убитые люди.
Я уже не говорю о судьбах тех, кто писателем не являлся, но оставил яркий и важный след в истории русской революции. Это и Яков Слащев-Крымский, и Борис Коверда, и барон Роман Федорович Унгерн, и многие другие.
Чем больше погружаюсь в тему революции и гражданской войны, тем больше вопросов возникает, и, к сожалению, параллелей с современными событиями.