Как считают в Центробанке, углубление социального неравенства в России оказывает давление на спрос, лишая его гибкости, что усложняет возможность контроля над темпами роста цен. Как пишет Bloomberg со ссылкой на текст доклада регулятора, который будет опубликован позже, важным фактором тут является исчезновение в России среднего класса, а также рост материального неравенства.
В Банке России полагают, что семьи, которые не имеют сбережений и свободного доступа к кредитам, в качестве приоритета ставят покупку предметов первой необходимости, плохо реагируя на изменение процентных ставок. Состоятельные же домохозяйства, наоборот, безразличны к процентным ставкам, так как тратят слишком малую долю доходов на основные товары. Средний же класс, который в достаточной степени реагирует на изменение ставок и потребительских цен, в России из-за кризиса просто исчезает.
Опасения, в частности, вызывает статистика. Так, розничные продажи в сентябре упали до рекордно низкой отметки за 21 месяц, в то время как реальные располагаемые денежные доходы населения обвалились на 7% в годовом сопоставлении, согласно средней оценке аналитиков, опрошенных Bloomberg.
Между 2000 и 2013 годами средний класс, определяющийся как класс, потребление которого на душу населения равно или превышает 10 долларов в день, достигало более чем 60% населения РФ, по данным Всемирного банка. К 2010 году средний класс создавал 74% от совокупного дохода семей страны и 86% потребления. По данным Сбербанк CIB, доля россиян, которые считают себя средним классом, в прошлом квартале состаивла 51% по сравнению с 61% двумя годами ранее. При этом эксперты уверен, что в ближайшие два года показатель роста демонстрировать не будет.
Средний класс в России, безусловно, есть, считает вице-президент «Деловой России» Татьяна Минеева. Согласно данным Института социологии РАН, к среднему классу на сегодняшний день можно отнести порядка 28 млн. человек, или около 20% россиян.
Однако данные цифры представляются слегка завышенными. Дело в том, что различные системы подсчёта и определения дохода, которые лежат в основе для идентификации социального статуса граждан, оставляют место для разброса оценок.
По общепринятой доктрине определения среднего класса, к этой прослойке населения можно отнести всех, чей среднемесячный доход в 1,5 раза превышает среднемесячную черту бедности (в России - уровень прожиточного минимума). При таком подходе количество граждан в России, которых можно отнести к среднему классу, конечно, будет приближаться к 20%.
Однако, говорит эксперт, если добавить в систему оценки такие критерии, как обязательное наличие в собственности автомобилей, недвижимости, среднемесячный размер дохода всей семьи, то очевидно, что в этом случае указанная цифра сократится на порядок. В настоящее время в России наблюдается отрицательная тенденция - средний класс уменьшается в размерах по всем фронтам: падает как доход этой социальной группы в целом, так сокращается и количество людей, относящихся к ней.
Экономические отношения не только в России, но и в мире в целом обуславливают, что наиболее подвержен изменениям в кризисные времена или времена экономического подъема именно средний класс, продолжает Татьяна Минеева. В первом случае наблюдается его стремительное сокращение, во втором - начинают в полной мере работать социальные лифты и средний класс пополняется за счёт богатеющих людей из более низких слоёв населения.
В России пик падения среднего класса наблюдался в 2008-2009 годах и в 2014-2015.
В настоящее время падение замедлилось, и скорее приняло стагнирующую форму. Другими словами, те, кто мог обеднеть, кто находился в группе риска, уже обеднели, произошли веерные сокращения зарплат, массовые сокращения рабочих мест.
В дальнейшем резких изменений ожидать не стоит. И возможно откроется потенциал для роста этой группы населения.
Одной из основных причин усиления социального неравенства в период 2014-2015 гг. была девальвация курса рубля, полагает, в свою очередь, генеральный директор компании «Мани Фанни» Александр Шустов. Она привела к тому, что граждане, у которых не было накоплений или были накопления в рублях, стали в 2 - 2.5 раза беднее, а состоятельные граждане и опытные бизнесмены, хранившие средства в валюте, стали в 2-2.5 раза богаче и при этом еще получили возможность скупать активы и товары потребления по заниженным ценам, с большими скидками, так как всем участникам рынков нужны были наличные деньги, не хватало ликвидности.
Эта ситуация повторяется раз в несколько лет, и расслоение в результате нарастает по экспоненте, считает эксперт. Сначала 1998-й, потом 2008-й, потом 2014-й год. Средний класс действительно понес существенный урон, это можно заметить по рынку жилья, который никак не может восстановить рост, по рынку автомобилей, где тоже вялый спрос и он сосредоточен в сегменте наиболее бюджетных, до 600 тыс. рублей, автомобилей. Думаю, на сегодня средний класс - это 2.5% населения, те, кому банки одобряют и дают ипотеку. И этот средний класс уже очень закредитован, он действительно не даст импульс потребительскому спросу в ближайшие годы, у него просто нет свободных средств.
Если экономике повезет, и цена нефти вернется хотя бы к уровню 65 долларов за баррель, то можно надеяться на постепенное восстановление среднего класса, говорит Александр Шустов. Но при этом необходимым условием будет наличие социальных лифтов, которые позволили бы гражданам с невысокими доходами проявить себя. Пока, на мой взгляд, эти лифты сильно ограничены высокой долей государства в экономике, высокими налогами для малого и среднего бизнеса, который является как раз средой, в которой в том числе формируется средний класс.
Источник