За что «Ректора года» на Сахалине отправили в отставку?
Интервью
12:4921.06.2016
Игорь Минервин
Продолжая публикации, рассказывающие о ситуации в главном ВУЗе Сахалинской области. Мы обратились к Игорю Минервину. Разговор получился нелегким. Нас интересовало прежде всего ситуация с заработной платой преподавателей и те пункты обвинения, которые были ему брошены с высокой трибуны.
Игорь Георгиевич, ваше имя неразрывно связано с университетом. Как вы планируете свою дальнейшую трудовую деятельность после отставки с поста ректора?
- Я уж 40 лет работаю в университете. Свою трудовую деятельность я начал лаборантом, трудился ассистентом, старшим ассистентом, доцентом, деканом, проректором и, наконец, стал ректором ВУЗа. Прошел все ступени карьерного роста, с самого низа. В настоящее время я на четверть ставки остаюсь профессором на кафедре электроэнергетики. Пока остаюсь, если не будет нагрузки, лишусь и этой должности.
- Принято решение расторгнуть с вами трудовой контракт. Ваша оценка действиям министерства?
Свое увольнение я расцениваю как «красивый» подарок на 60-ти летие. На всю страну Ливанов озвучил обвинения в мой адрес, которые не имеют под собой фактической почвы. Да, можно говорить о проблемах аккредитации, о пожаре в ВУЗе, об уровне заработной платы. Я представил все документы, которые говорят только одно: все что говорил министр в мой адрес - неправда или полуправда в извращенном виде. Произошло возгорание, которое было потушено собственными силами, есть заключение о том, что ущерба для университета нет. Пока я работал ректором мы обеспечили ВУЗ полностью системой пожарной безопасности. Однако и это было озвучено на всю Россию, как один из поводов моей отставки. Видимо, министр сам забыл о том, что у него сгорело два этажа, когда он был ректором МИСиС. Сгорело новейшее оборудование, требующее серьезного финансового вложения.
Есть еще один повод - заработная плата сотрудников. Давайте исходить из того что мы федеральное государственное бюджетное учреждение. Исходя из этого, государство должно обеспечить выполнение Указов Президента. Указ не для ректора а в первую очередь для нашего учредителя - министерства образования и науки России, которое должно спланировать свою работу таким образом, чтобы обеспечить заработной платой ВУЗы. Для того чтобы снять с себя ответственность, министерство образования придумало финансовую схему: ранее университетам средства выделялись постатейно, а сейчас выделяются общей суммой. И ректор должен самостоятельно, со своей бухгалтерией, определить по каким статьям распределить те или иные, полученные из федерального бюджета деньги. Защищенная статья - это стипендия, а остальное мы должны разделить. Методика одна на всю страну и подход единый.
Наш ВУЗ устойчиво входит в список ста лучших ВУЗов России. Нам государство выделяет 400 млн рублей на содержание, включая заработную плату и 115 млн рублей на стипендиальный фонд, который уже уменьшили на 10 миллионов. 2015 год мы закрыли с 1 млрд 600 млн, это говорит о том, что государство нас финансирует едва на одну треть. Фонд оплаты труда мы формируем самостоятельно из тех средств, которые у нас есть. Но, те средства, которые мы привлекаем, являются целевыми. Например, деньги «Эксон Нефтегаз лимитед», выделяются на строительство, на проведение капитальных ремонтов. Они целевые и они защищены от иного использования.
Наши сотрудники имеют возможность самостоятельно зарабатывать деньги. Мы же не можем их отобрать. Тем не менее отбираем чтобы обеспечить заработной платой всех остальных, в частности, преподавателей. Вопрос очень сложный. Мы перешли на «подушевое» финансирование.
- Что это означает, можно подробнее?
- Например, у тебя есть 10 студентов. На этих студентов выделяют определенную сумму. И делай с этими деньгами что хочешь. Хочешь зарплату плати, хочешь оплачивай коммуналку, электроэнергию. По госзаказу должно в группе должно быть не менее 25 человек. Фактически оплачивается 10-15 бюджетных мест. Остальные средства ВУЗ должен найти самостоятельно. В ответ я слышу обвинения со стороны министра в том, что у меня малокомплектные группы.
Продолжу о заработной плате. Мы помним, госзаказ в два раза меньше. В заработную плату педагога у нас в Южно-Сахалинске заложен коэффициент 1.4 по федеральному стандарту. У всех остальных в областном центре он составляет 1.6. А в Охе, где у нас расположен филиал, 1.8. Где брать деньги на эти цели? Выплата этой разницы между федеральным стандартом и местными условиями лежит на наших плечах.
Я согласен, если уж нам сформировали эти условия - не мешайте нам работать. Однако, государство само устанавливает цену обучения на внебюджетных местах, 150-170 тысяч в год. В Южной Корее дешевле учиться. Конечно мы недобрали студентов-платников в прошлом году. Я на свой страх и риск понизил уровень оплаты этих учебных мест, проведя решение через ученый совет. В этом году цена составит 112-120 тысяч рублей за место. Чем это закончится? Очередной проверкой. Скажут что государство потеряет налоги, а это преступление.
Федеральное ведомство нам говорит о том, что плата за обучение не может быть ниже, чем стоимость обучения студента-бюджетника, за которое платит государство. Тогда финансируйте нас на 100%, и желательно постатейно, чтобы у ректора не болела голова. 85% средств, которые дает государство, мы перечисляем в фонд оплаты труда. Оставшегося не хватало для того, что бы обеспечить выполнение программы «Дорожная карта» по Указу Президента.
Наши сотрудники писали множество жалоб по размеру заработной платы, в том числе и в Москву. На ответы чиновников без слез не взглянешь. Похоже, они не понимают, что такое «фонд оплаты труда». В своих ответах они рассказывают о всяческих льготах, о бесплатном проезде в отпуск. Что, по их мнению, входит в этот фонд оплаты труда. Эти ответы пишут высококвалифицированные экономисты и юристы федерального министерства. Я писал письма, в которых указывал: ВУЗу не хватает 98 миллионов рублей на выполнение Указа Президента.
Полная версия по ссылке