Размышления на тему «Платона»
Почему я решил высказаться на эту тему? Мне кажется, что мой богатый жизненный опыт позволяет мне с разных сторон оценить эту проблему. По специальности я инженер-механик по ремонту и эксплуатации автотранспорта. В 90-е и 2000-егоды занимался различными видами бизнеса: оптовая и розничная торговля промышленными и продовольственными товарами, авторемонт, грузоперевозки, монтаж-демонтаж металлоконструкций. После этого работал в строительных компаниях, занимался ремонтом, строительством и обслуживанием дорог, бетонно-монолитными работами, различными строительно-монтажными работами, год отработал в компании в собственности, которой было 11 тысяч гектаров земли и два колхоза, работая там главным механиком познал особенности животноводства, растениеводства и многие другие, потому, что сельскохозяйственное предприятие это государство в миниатюре, а я как раз принимал участие в его руководстве и развитии.
Основное заявленное предназначение: возмещение вреда наносимого грузовиками дорожному покрытию.
Здесь следует определиться с пониманием, на какую нагрузку рассчитано дорожное покрытие. Чисто теоретически любые дополнительные денежные средства, выделяемые на ремонт, строительство и содержание дорог являются благом. Но если задаться вопросом, что в наибольшей степени наносит вред дорогам, то возникнет ряд интересных вопросов. Первый: дороги в нашей стране строятся по устаревшим ГОСТам и технологиям. В этом мы сильно отличаемся от всего остального мира, с которого пытаемся брать пример. Под наши дороги автоматически не соответствует большая часть строительной и специальной техники. Технические возможности обычных грузовиков, так же превосходят несущую способность дорожного полотна. Второй: на срок службы дороги влияют два основных параметра: основание дорожного полотна и качество асфальтобетона. По обоим параметрам мы идём не в ногу с остальным миром. Вывод: качество дороги изначально не соответствует требованиям, которые к ней предъявляются. Для того чтобы изменить данную ситуацию необходимо политическое решение руководства страны, которому, естественно будет активно противодействовать дорожное лобби, так как оно лишиться кормушки в виде постоянно-текущего ремонта. Для того что бы убрать с дороги тех, кто едет с перегрузом, нужна разветвлённая сеть электронных весовых, контролирующих весовые параметры в автоматическом режиме без участия человека, так как это ещё одна сильная коррупционная составляющая. В угоду этой группе создана масса преград для получения официального разрешения на перевозки тяжеловесных и негабаритных грузов, в результате чего деньги вместо поступления в бюджет поступают в карманы контролирующих людей. Сама идея системы «Платон» направлена на борьбу со следствиями, а не с причинами в разрушении дорог, в результате чего больше всех страдают как раз добросовестные перевозчики, эксплуатирующие технику без перегруза.
Попутное предназначение: вывод из тени серых перевозчиков.
Система не может выполнить данную функцию так как трудно представить механизм её связи с налоговой инспекцией и другими контролирующими органами. Нынешний функционал технически не может выполнять функции контроля за точкой и временем погрузки, за точкой и временем выгрузки, не может отследить за точным маршрутом, с привязкой ко времени и к карте. Так же нет никакой технической возможности определить не только какой груз в кузове, но даже какого рода этот груз и какие весовые параметры он имеет. Система может только определить проехал автомобиль мимо точки контроля или нет. Между тем уже есть ряд систем, выполняющих эти функции, просто никто не занимается сбором информации с этих систем. Не так давно внедрили в массовую эксплуатацию тахографы с блоками СКЗИ, привязанными к системе ГЛОНАС, в которых вся информация о передвижении машин фиксируется, правда основная идея тахографов, как средства контроля за режимами труда и отдыха, так и не была достигнута, так как большая часть людей, которые занимаются контролем, толком не знает как это делать и весь контроль, зачастую сводится к наличию оборудования и соответствующих наклеек. В отличии от системы «Платон» тахографы перевозчики устанавливали за свои деньги, стоимость установки 40-50 тысяч рублей. На этой компании, естественно также заработал ряд организаций. С инженерной точки зрения, гораздо более логичным выглядит дополнение тахографов средствами передачи данных на считывающие устройства, сочетающиеся с камерами, которые и так уже установлены на большинстве дорог. А контроль за тем какой груз находится в кузове, в настоящее время возможен только в ручном режиме. Теоретически можно ввести систему электронного документооборота, наподобие ЕГАИС (система за контролем алкоголя), но боюсь, что это отдалённая перспектива. Вывод: с данной задачей система так же не может справиться.
Размышления на тему платных дорог в стране и в мире.
Нас убеждают, что платные дороги это мировой опыт. На первый взгляд, кажется, что это действительно так. Даже в нашей стране уже действуют платные дороги и никакого шуму по этому поводу не видно. Но за что люди готовы платить. Например в Италии очень много платных дорог. Как это выглядит? Подъезжаешь к платному участку, на пункте контроля с транспондера списывается сумма оплаты за этот участок (или оплачиваешь вручную) и ты спокойно летишь по хорошо оборудованной автостраде до следующего пункта оплаты, если нет желания ехать по платной дороге, то едешь по бесплатной, но теряешь при этом во времени, комфорте возможно ещё в чём нибудь. В Германии, которую нам приводят в пример платных дорог поменьше. У нас через год платными хотят сделать вообще все дороги. На ранней версии сайта «Платона» присутствовал и лёгкий коммерческий транспорт и легковые автомобили, что несколько расходится с изначально заявленными целями о возмещении вреда тяжёлыми грузовиками.
(проперлись?))) прим. Иван Шилов)
Теперь рассмотрим экономические причины, по которым европейцы вводят плату за проезд по своим дорогам. В отличии от нашей страны, их территории очень малы и сопоставимы с нашими, не то что областями, а районами. Порядка 40-60 % транспорта, идущего через европейскую страну, является в чистом виде транзитным, пролетая территорию страны за несколько часов, даже не заправляясь на территории страны и не оставляя денег в придорожной инфраструктуре. Да у европейцев нет никакого другого способа собирать деньги на содержание дорог, кроме введения платы за проезд. Поэтому сравнивать нашу страну с любой другой европейской страной некорректно. Вопрос: с кем корректно нас сравнивать? Со странами, сопоставимыми по территориям, климатическими и экономическими условиями. Ни в США, ни в Канаде, ни в Казахстане, ни в Китае нет ничего похожего на систему «Платон». А против обычных платных дорог и в нашей стране никто не возражает.
Размышления на тему налогообложения и экономики транспортного процесса.
Когда-то у нас существовал транспортный налог, средства с которого поступали в региональные дорожные фонды. Потом ввели акциз на топливо, при этом обещая отменить транспортный налог, правда сразу забыв о своём обещании. Теперь ввели ещё и сбор за проезд по федеральным дорогам грузового транспорта. Получается уже тройное налогообложение. Теперь немного посмотрим на цифры. Бюджет дорожного фонда в 2015 году составляет 670 миллиардов. С помощью системы «Платон» планируют собрать 40-50 миллиардов, из которых 11,5 миллиардов заберёт себе некая коммерческая структура, которая является концессионером данной системы. Следовательно в дополнение к дорожному фонду поступят не более 40 миллиардов, что не может кардинально изменить ситуацию в дорожной отрасли. При этом государство недополучает по некоторым оценкам около 800 миллиардов рублей на недоборе НДС, связанного с бардаком в сфере автоперевозок. Есть оценки, что недобор по акцизам на топливо составляет около 300 миллиардов рублей. А вот эти цифры сопоставимы с бюджетом дорожного фонда и способны кардинально изменить ситуацию, при этом не нужно создавать новую структуру, содержание которой будет обходиться в 11,5 миллиардов рублей. Нужно только навести порядок в законодательной сфере и заставить уже существующие контролирующие органы добросовестно выполнять свои функции. Теперь, что касается цифр налогообложения, касающихся частных перевозчиков. Подавляющее число индивидуальных предпринимателей платят ЕНВД. Этот налог не зависит от того сколько, где, как и что они возят. Заплатили налог по фиксированной ставке с учётом коэффициентов и вперёд. К упрощённой системе налогообложения левые грузы то же не имеют никакого отношения. В этой схеме бенефициарами являются грузоотправитель и грузополучатель. Совсем недавно ввели ответственность грузоотправителя за перегруз транспортного средства, а до этого в машины грузили столько, сколько нужно грузополучателю. Для примера в магистральный дорожный 20-ти кубовый самосвал (это основная единица в парках строителей и дорожников) помещается 35-38 тонн асфальтобетона, в самосвальный полуприцеп 50 тонн, и такие накладные спокойно выписывались их никто не скрывал и налоговая не обращает на эти цифры никакого внимания, перегруз - это не их сфера контроля. Такая же ситуация с песком, щебнем, бетоном и другими грузами. Перевозчик не имеет отношения к серым грузам. Что бы он ни вёз, он получает накладные на дорогу и не знает серый это груз, контрафактный или ещё какой-нибудь, его это просто не касается. Даже у контрафактного алкоголя вполне обычная упаковка, акцизные марки и всё прочее.
Теперь поговорим на тему влияния увеличения на перевозки на экономику в целом. Утверждать, что введение сбора за проезд по федеральным дорогам (через год по всем) повлечёт повышение цен для конечного потребителя не более чем на доли % могут либо «заблуждающиеся», либо «вводящие в заблуждение». Пока товар доходит до конечного потребителя, он проходит логистические цепочки не менее 5-8 раз. Возьмём простейший пример: молочные продукты. Что бы корова дала молоко, колхозники должны привезти удобрения, семена, корма, топливо и ещё много чего. Потом они должны отвезти молоко на молочный завод. Далее завод завозит упаковку, сырьё и то же много всякой лабуды. Потом готовую продукцию отвозят оптовику. Далее от оптовика продукция поступает в магазины и иные организации, которые передадут её конечному потребителю. При этом у оптовиков тоже есть перевозки, казалось бы не связанные с продуктом (паллеты, например).Есть ещё более сложные цепочки и на каждом звене мы имеем увеличение стоимости перевозки.
Звучали заявления о переориентировании части перевозок на ж/д транспорт. Но там несколько выше тарифы, ж/д транспорт значительно проигрывает в скорости автомобильному, и до конечного потребителя всё равно не довезти без автотранспорта. Кроме всего прочего уже прозвучали заявления о повышении тарифов на 12%, что несколько не укладывается в заявления о долях %, и как раз говорит о цифрах более близких к реальности. Вывод: создаётся впечатление, что при введении данной системы вообще никто не думал об экономике. А о таких вещах как стратегическое планирование развития отрасли, куда входит и планирование развития инфраструктуры никто думать не хочет или не способен.
Размышление о политической составляющей процесса.
Кроме цифр всегда существует политика (не хлебом единым). Складывается стойкое ощущение, что в стране целенаправленно раздувается революционная ситуация. К любому чисто экономическому процессу тут же прилипают различные политиканы. Очень весомый вклад в нагнетание обстановки вносит само правительство. Во время составления бюджета на фоне сокращения расходов на здравоохранение, образование, повышение тарифов на коммунальные услуги, снижение индексаций пенсий и других социальных выплат мы видим практически двукратное увеличение расходов на зарплату депутатов и чиновников, и их содержание. Несправедливость - вот чувство, которое выталкивает людей на улицу с протестом. Даже увеличить налоговую нагрузку, несмотря на то, что президент заявляет, что увеличивать её не будут, по тихому не могут, делают это настолько глупо и демонстративно, что не могут не вызвать социальный протест. Ну какой умник придумал отдать систему «Платон» Роттенбергам, которые аффилированы с новым руководителем РЖД, да ещё и друзья президента. С одной стороны народу предлагают потерпеть и затянуть пояса, а с другой демонстрируют, что властьимущим это делать вовсе не обязательно, а как раз, наоборот можно обогащаться. При этом люди видят, что цены в магазинах летят вверх, а чиновники всех мастей упорно твердят, что дно кризиса пройдено. Дальше всех пошёл премьер-министр, заявив, что инфляция несколько месяцев уже не растёт. Вывод: нашей страной управляют люди, которые не могут адекватно просчитать ситуацию на несколько шагов вперёд, не видят в этой стране своего будущего, не могут адекватно оценивать положение в стране и в мире. История, конечно даст оценку их деятельности, боюсь только, что пока это произойдёт, они ещё много вреда успеют натворить своим непрофессионализмом. Нет у населения веры, что происходят изменения к лучшему. Народ видит тотальную коррупцию, воровство и безнаказанность. Ярчайший пример - Васильева, теперь ещё и генпрокурора вытащили. Высокий рейтинг президента, связанный с внешней политикой, очень быстро может закончиться крахом. Вспомнив пословицу про рыбу и голову, можно сделать вывод: пока президент не начнёт с очищения этой самой головы не будет у него настоящей поддержки и не сможет он провести по настоящему нужные и тяжёлые преобразования.
http://khazin.ru/