Пока украинский "Интербудмонтаж" изучает, можно ли построить метро в Ашхабаде (городе-побратиме Киева, кстати), мы посмотрим на тот транспорт, который в Ашхабаде сегодня есть. А есть в миллионном городе хорошая автобусная система. Непонятно отсутствие в городе троллейбусов, которые закрыли в 2012 году, а также трамваев, но автобусы тут очень хороши.
По всей туркменской столице ездят одинаковые двухдверные автобусы Хёндай. У них необычная задняя дверь - сдвижная, никогда таких автобусов не видел. Помимо Хёндаев должны быть автобусы Мерседес, но либо википедия обманывает, либо мне Мерседесы просто не попались.
В Ашхабаде десятки автобусных маршрутов, все автобусы выкрашены в белый и мягкие голубой и зелёный цвета, никакой корреляции с номером маршрута нет. Номер и конечные остановкие маршрута очень крупно и хорошо светятся над лобовым стеклом и перед задней дверью автобуса. На остановке "Автокомбинат" конечная многих маршрутов.
Проезд стоит дёшево, 20 тенге (то есть 0.20 туркменского маната, примерно 2 рубля). Если выходишь в переднюю дверь, то кидаешь водителю монетку в пластиковый контейнер. Если выходишь из задней двери, то подходишь к передней, и тоже оставляешь монетку, некоторые правда промахиваются. Некоторые водители ставят один контейнер на пол, а второй вешают на поручень. Большинство пассажиров ездят с проездными и при выходе из салона просто показывают их водителю издалека. Однажды школьники вышли из задней двери и ничего не показали. Тогда водитель несколько секунд свербил их спины взглядом, они обернулись, помахали проездными, и тогда автобус поехал дальше. Месячный проездной стоит около 3$.
На большинстве автобусных остановок висит цветная карта города и список маршрутов, которые здесь останавливаются. Все маршруты имеют свой цвет, по которым их можно определить на карте. Для каждого маршрута написан интервал движения в разное время суток. Типичный автобус ездит с 6 утра до 23 часов, интервал у популярных маршрутов составляет 5-8 минут. Ложка дёгтя: карта напечатана ужасно, в очень низком разрешении. Разобрать названия улиц и даже границы кварталов невозможно. Нельзя найти вокзал, нельзя отличить, скажем, 2-й маршрут от 3-го, поскольку оба примерно одинаково красные, а циферок не разобрать. Такое ощущение, что маленькую картинку просто напечатали на большом формате, нисколько не помогает иногороднему человеку понять, куда ехать. За исключением автобуса в аэропорт, мне всегда приходилось выяснять наилучший маршрут у пассажиров и у водителей.
Автобусные остановки довольно разнообразные, все украшены национальными орнаментами - звёздами прародителя туркмен Огуз-хана и гёлями туркменских ковров (
http://ivanromanov.livejournal.com/17809.html). Часы показывают правильно, а термометр - нет.
Автобусные остановки вдоль Арчабильского шоссе на юге города можно назвать фешенебельными. Остановка - небольшой оазис, тут деревце, кондиционер для лета, отопление для зимы, лавочки, ахалтекинский скакун на календаре, автоматические свдижные двери. Даже бегущая строка желает счастливого пути.
На остановках попроще, на некотором удалении от Арчабильского шоссе, против жары тонируют окна потемнее. Вдоль восьмирядного шоссе находятся многие туркменские министерства, и продолжают строиться новые офисные здания. Тут же - пафосные сооружения вроде монументов независимости, колёс обозрения и огромных флагштоков. Но нас интересует транспорт.
В северной, завокзальной, части города остановки в основном попроще. Ну и находятся тут не министерства, а магазин автозапчастей Лада. Эта остановка чистенькая, даже изящная.
Автобусная остановка в черте города, какая-то совсем неуютная.
На трассе Ашхабад-Дашогуз в сотне километров от столицы остановка выкрашена, но досок на лавочке нет.
Посмотрим на дороги. Дорожное покрытие в Ашхабаде большей частью очень ровное, гладкое. Все светофоры - новенькие, светодиодные. Средняя секция ненадолго загорается жёлтым, а всё остальное время отсчитывает секунды до окончания зелёного света, потом до окончания красного света.
Ашхабадские светофоры сделаны в Екатеринбурге, яркие светодиоды оставляют на снимке две полосы цветов российского флага (правда белой не хватает). Приятно.
На паре ашхабадских улиц вдоль президентского и правительственных зданий белые полосы разметки светятся ночью. Это не просто краска, а настоящие электрические фонари, вмонтированные в асфальт. У меня в детстве был приятель с лёгким отставанием в умственном развитии. У него была любимая фраза: "богато живёте, гады".
На дорогах чуть попроще, скажем в аэроопорт, всё аккуратно: разметка, деревья на разделительной полосе, перильца, флаги, белый мрамор, "богато живёте, гады".
Арчибальское шоссе с 4 пустыми полосами в каждую сторону. С правилами дорожного движения ситуация следующая. В целом их соблюдают, но пешеходов не пропускают. В городской черте как правило не превышают скорость и очень строго блюдут светофоры. Много раз видел, как водители останавливаются на светофоре на гаснущий зелёный или на только загоревшийся жёлтый. При этом за стоп-линию могут легко заехать, ибо это мешает только пешеходам, то есть ничего страшного, по мнению водителей. Ремни безопасности в городе пристёгивают, за городом - нет, только накидывают перед гаишниками. Рядность движения не соблюдают, даже когда есть разметка (а за городом разметки нет). Могут запросто ехать посреди двух полос, а междугородный автобус вообще ехал большей частью по встречке. Взяточничество на дороге есть.
В Ашхабаде есть официальное жёлтое такси. В больших количествах они попадаются только в аэропорту. Предлагают ехать в центр за 20 манат, если торгуешься - скидывают до 15, потом до 10 манат. Можно попросить ехать по счётчику, тогда до центра выйдет около 10 манат (3$). Таксист меня уверял, что цену по счётчику должен оплатить каждый пассажир. Поэтому тем, кто вдвоём-втроём-вчетвером, гораздо выгоднее договариваться о цене и ехать без счётчика.
В городе достаточно дорогих частных и служебных автомобилей. Вот, например, министерский Мерседес с номером 01 42 AGF. Зелёный номерной знак с ноликом в качестве первой цифры - признак большого чиновника.
При этом в городе сохранилось много советского раритета в отличном состоянии. Крайне желательны литые диски.
Если дисков нет, надо хотя бы затонироваться. Тонируются по ГОСТу, только задние стёкла (даже министерский Мерседес).
И наоборот: нет тонировки - ставь хотя бы диски. В машине в теньке отдыхают два парня.
На жёлтом фоне - номерные знаки нерезидентов. Два мужчины натируют капот Тойоты. Видимо, автомобиль заезжего бизнесмена.
Натирать свой собственный автомобиль - святое дело. В каждом дворе, днём и ночью, мне попадались люди, моющие свою машину.
Посмотрим на автобусы междугороднего сообщения. Пока на окраине Ашхабада строится новый автовокзал, старый прекрасно себя чувствует около Теке базара.
Пазики, Газели, есть Тойоты.
Раз в день ездит большой удобный автобус в Дашогуз (местные по-старинке называют Ташауз), расстояние 600 км. Автобус, кажется, Нефаз, самое удивительное - номер мест написаны не только обычными (современными) арабскими цифрами, но и цифрами на фарси. В автобусе показывают кино (на русском языке).
В Каракумах чабаны (пастухи овец) ездят на мотоциклах и носят шапки с надписью "Россия".
Мотоцикл ИЖ в туркменской деревне Ербент.
Посмотрим на поезда. В Туркмении нет международных пассажирских поездов, есть только местные. Два основных направления железных дорог - восток-запад и север-юг. Первое соединяет город Туркменабад на границе с Узбекистаном с Ашхабадом и далее с Туркменбаши на Каспийском море. Другая важная дорога, построенная уже в новом тысячелети, соединяет Ашхабад на юге с Дашогузом на севере.
Посмотрите, фонари какие красивые. Тётя, рискуя жизни, убирает мусор с путей.
В интернете непросто найти свежее расписание пассажирских поездов Туркмении. Поэтому выкладываю расписание по состоянию на февраль 2014, может кому пригодится. Тут скорые и обычные поезда с вокзалов Ашхабада, Мары, Балканабата, Туркменбашы, Дашогуза, Туркменабата. Есть даже станции поменьше: Сердар, Берекет, Байрамалы, ст. Амударья, Газояк, Серхетабад. Большинство туркменских городов расположены по окраинам страны: вдоль границ с Ираном (столица), Узбекистаном (вдоль Амударьи), на берегу Каспия. А, скажем, Серхетабад (раньше назывался Кушка) был самой южной точкой СССР, это вообще на границе с Афганистаном. Там советские войска проходили акклиматизацию перед отправкой в Афганистан. Любопытно прокатиться туда, если бы время позволяло. Денег надо очень мало, ночь в купе от столицы до городы Мары стоит 8 манат (2.5$, 80 рублей). Мары, ударение на "ы", - центр газодобычи Туркмении. Оттуда газ по трубопроводному транспорту (пост же про транспорт!) через Казахстан и через Саратов идёт дальше на Украину и везде.
По клику открывается расписание покрупнее.
Железные дороги Туркмении не электрифицированы, поезда возят старые советские и новенькие китайские тепловозы.
Каракумы.
Туркменские авиалинии. Много летают по стране, по несколько рейсов в день из столицы в крупные города, пореже - рейсы между городами. Билет в Мары 23$ для иностранцев, оплата наличными долларами. Для своих вроде бы дешевле, и оплата в манатах.
Там, за 211-метровой телебашней, километров через 10, начинается Иран.
Международных рейсов из Ашхабада не так много. Больше всего - в Стамбул, в Москву и в Дубаи, ещё есть в Париж, Франкфурт, Баку, Питер, Алматы, Бангкок, Минск, Урумчи, Лондон, Дели, и зачем-то в чешский Брно.
Навигация в городе - тоже транспортная тема. В начале нового, золотого века Туркменистана Великий Туркменбаши переименовал многие улицы Ашхабада. Старые названия заменили годами, около президентского дворца - улица 2000 в честь начала золотого века Туркменистана (только не придирайтесь, что век начался в 2001). По задумке Ниязова минимальным номером улицы должен был стать 1986 - год, в который он стал первым секретарём ЦК Компартии Туркмении. Как видно на фото, есть тут и более ранний год моего рождения, и вообще номерных улиц осталось не так много.
Названия улиц подписаны очень редко, далеко не в каждом квартале. Люди названия эти (даже не цифровые, а нормальные) знают редко, вместо названий улиц пользуются ориентирами: "около русского базара", или "в третий микрорайон поезжайте". Остановки автобусов расположены так часто и автобусами так много пользуются, что мне говорили не "пройди два квартала", а "проехай одну остановку".
Напоследок пара фото для пешеходов. В Ашхабаде много подземных переходов, и один другого наряднее. Под широкими улицами - огромные светлые чистые переходы, в некоторых даже есть туалеты (грязные).
На юг от Ашхабада, в предгорье Копетдага построено 38 километров "тропы здоровья". Широкие удобные бетонированные лестницы и тропы, кое-где с освещением. Гуляйте на здоровье без всякого транспорта.
Читайте предыдущие посты про Туркмению:
Туркмения. Вода в пустыне День флага Туркменистана Ашхабад белокаменный и настоящий