По стопам Суворова через Кинциг-Кульм

Jun 14, 2013 22:18

Как-то в конце девяностых мы ездили с родителями в летний отпуск в Крым. Мне запомнилось, что поселились мы в небольшом курортном поселке, где якобы был ранен в бою Кутузов. Признаться, я тогда не особо различал, был то Кутузов или Суворов, или еще кто, так что моим самым сильным впечатлением того лета были горы: Бахчисарай с его фонтаном, каменные колеи старинного Чуфут-Кале и водопад Ай-Петри. Мне было тринадцать лет, и столько же оставалось до следующего сильного впечатления, связанного с горами и русскими полководцами.

Повод
Осенью 2009 года Швейцарию посетил Дмитрий Медведев. Первый за многие десятилетия официальный визит главы нашей страны в Конфедерацию приурочили (или «притянули за уши») к 210-летию похода Суворова через Альпы. В этой связи я тогда начитался про уважение швейцарцев к генералиссимусу, про местный запрет на увековечение памяти об иностранных армиях и об исключении для боровшихся с наполеоновцами русских, про двух подвижников - русского барона в Лихтенштейне Эдуарда Александровича фон Фальц-Фейна и создателя музея Суворова в Гларусе Вальтера Гэлера. В итоге мне захотелось притронуться к истории о Суворове в Альпах чуть более осязаемо, чем посредством интернет-браузера.



Подготовка
Самым доступным и логичным способом мысленно приблизиться к тем событиям конца XVIII века для меня была прогулка по суворовским горным тропам. Маршрут известен весьма подробно и, к счастью, местами неплохо промаркирован. Я не ставил перед собой задачу отправиться в путь немедленно и преодолевать ранний осенний холод и снег, а тем более не собирался тащить на себе ружье, порох и пленных французов, связывать своим шарфом разрушенные мосты, не забывая воевать и терять половину личного состава, как это делали доблестные воины. Жизнь в Швейцарии приучила не торопиться и планировать все заранее, поэтому я наметил поход на грядущую весну. Подготовка была начата с поиска попутчика, поскольку любой поход веселее в хорошей компании. И тут, еще до начала приключений, меня ждал главный сюрприз всего мероприятия.

Попутчик
Поиском Вконтакте я нашел Андрея Георгиевича Рахманова из Санкт-Петербурга. Долгой питерской зимой он изучил множество архивных материалов об Александре Васильевиче Суворове и теперь искал себе компаньонов для похода по стопам русского полководца в Швейцарских Альпах. Была одна незадача - попутчики требовались в возрасте 45+, но этот момент мы быстро уладили (в скобках умолчу о своих рефлексиях на тему того, почему в свои 25 я подошел вместо сорокапятилетнего).

Поход
Из-за напряженной работы я был стеснен во времени, поэтому вместе с Андреем Георгиевичем мы наметили пройти только один участок похода армии Суворова - перевал Chinzig-Chulm, название которого швейцарцы произносят со своим характерным «х», а мы скажем просто «Кинциг-Кульм». Изначально русские войска вовсе не собирались идти через узкий неудобный двухтысячный перевал из кантона Ури в кантон Швиц. Совсем наоборот, после спуска с перевала Сен-Готард они рассчитывали найти лодки на берегах Урнерзее (это часть Фирвальдштетского озера, озера четырех кантонов). Лодок не оказалось, пройти вдоль обрывистого берега было нереально, поэтому войскам пришлось повернуть на восток, пройти мимо столицы Ури Альтдорфа в поселок Бюрглен, который считается родиной швейцарского национального героя, полумифического Вильгельма Телля. Так же пошли и мы - из Бюрглена, через музей Телля, сперва на канатном подъемнике до отметки 1626 м над уровнем моря, где расположена горная деревушка Биль (Biel UR, не путать с городом Biel/Bienne). Этот подъемник примечателен тем, что ездит не по расписанию, а исключительно по требованию - нужно нажать кнопку громкой связи и попросить смотрителя подвезти вас. Тут начинается подъем на гору. Несложная в сухую летнюю погоду, в конце мая дорога была изрезана недавно сошедшими снежными лавинами, а ближе к седловине перевала была укрыта 2-3-метровым слоем снега. По этому поводу случайная попутчица, местная деревенская художница, попеняла нам на не совсем подходящую погодным условиям экипировку. Для художницы, у которой кроме мольберта ничего с собой не было, выглядели мы и правда странновато: палатка и спальный мешок на случай ночевки в горах, снегоступы на случай форсирования снежных полей, спиртовая горелка для приготовления кипятка и фляжка с коньяком для пикника на верхней отметке 2073 м над уровнем моря.

Потеря
Экипировка, конечно, важна, но самое главное, что в этом походе со мной был надежный попутчик. Когда по собственной оплошности я свалился с тропы, мне повезло зацепиться лямкой рюкзака за какой-то крюк в земле. Повиснув на собственном рюкзаке и проводив взглядом спальный мешок в ущелье, я старался не шевелиться и принялся любоваться окружающим пейзажем, а Андрей Георгиевич просто вытянул меня назад на твердую землю и спас мне жизнь.

На перевале у памятной доски о войске генералиссимуса мы радостно пустили в ход уже упомянутую фляжку, но гордиться собой было рано. Помимо нас и художницы на вершину прибежал местный паренек - просто посмотреть, «много ли снегу еще». Нам же предстояло без дальнейших потерь добраться до города Муототаль в Швице. «Военный совет» во главе с Андреем Георгиевичем и при консультации аборигенов постановил ночевать в хижине Schützhütte Kinzig, заботливо построенной тремя Тракселями и шестью Арнольдами из числа местных жителей. В хижине были обнаружены стол, лавка, утепленные окно и дверь, двухъярусная кровать с целой стопкой армейских шерстяных одеял и копилка на стене для пожертвований. Поужинав, поспав и позавтракав, мы оставили после себя чистоту, порядок, запись в гостевой книге и взнос на содержание хижины в копилке.

Наш ночлег был не напрасен - ранним утром следующего дня по насту на подмерзшем за ночь снегу удалось довольно легко спуститься до сухой тропы. Буквально часом позже спуск был бы опасен даже в снегоступах из-за активно топившего снег майского солнца.

Послесловие
Я потратил не одни сутки на отсыпание, восстановление сил и прихождение в себя после двухдневной прогулки на свежем воздухе, при этом у меня не было нужды ранить, пленить и тащить на себе французов. Мои представления об ýдали и выносливости доблестных суворовцев стали еще более расплывчаты, чем прежде.

Попытавшись мысленно приблизиться к походу русского войска по Альпам, я всего лишь получше осознал пропасть, разделяющую нас. На дворе новое лето, а значит, надо брать хороших попутчиков и собираться на прогулку в горы.

Журнал “Русская Швейцария”, июнь 2013.

Швейцария, Суворов, Альпы

Previous post Next post
Up