«КУЛИШКИ» Въ 27-мъ засѣданіи Комиссіи по изученію старой Москвы 16-го февраля 1913 года товарищемъ предсѣдателя Комиссіи Э. В. Готье былъ возбужденъ вопросъ о постепенномъ изслѣдованіи въ историко-археологическомъ отношеніи, общими силами Комиссіи, старой Москвы по участкамъ и, въ первую очередь, былъ предложенъ районъ нынѣшнаго 3-го участка Мясницкой части, т.-е.: отъ стѣны Китай-города берегомъ Москвы-рѣки противъ Воспитательнаго дома до Устьинской улицы, Устьинская улица, Яузскій бульваръ до Б. Трехсвятительскаго пер., Б. Трехсвятительскій, Б. Ивановскій переулки, Солянка и Варварская площадь по стѣнѣ Воспитательнаго дома до Варварскихъ воротъ. Въ 29-мъ засѣданіи Комиссіи, происходившемъ 4-го апрѣля того же года, членомъ Комиссіи П. Н. Миллеромъ былъ прочитанъ докладъ объ этомъ участкѣ, заключающій въ себѣ лишь общія свѣдѣнія объ участкѣ, не затрагивая отдѣльныхъ зданій, церквей и т. п. ----------- Та часть Москвы, которую мы сегодня разсматриваемъ, входить въ такъ называемый Бѣлый городъ, образованіе котораго началось въ 1587 году обнесеніемъ его, подобно Кремлю и Китай-городу, каменной (изъ бѣлаго камня) стѣной и землянымъ валомъ. Работы по этой постройкѣ были поручены русскому зодчему Өеодору Конь и начались именно съ этого пункта Москвы, съ устья рѣки Яузы. Необходимость подобнаго огораживанія вызывалась все еще угрожавшими нашествіями иноплеменныхъ полчищъ, а также расширеніемъ и заселеніемъ пригородныхъ урочищъ и слободъ. Сохранившіяся до сего времени нѣкоторыя названія урочищъ показываютъ, что мѣсто это было не совсѣмъ годно для заселенія. Церкви - Всѣхъ Святыхъ, Рождества Богородицы, Іоанна Предтечи и Трехъ Святителей, расположенный по всей линіи этой части Москвы, сохраняютъ до сихъ поръ территоріальное прозвище «на кулижкахъ», а кулижки иди кулишки по одному объясненію значатъ топкое, болотистое мѣсто, по другому - часть лѣса, оставшуюся отъ порубки, или пожню между кустами и чапыжникомъ. На присутствіе здѣсб въ былыя времена лѣса указываетъ названіе церкви Іоанна Предтечи подъ боромъ. Относительно урочища Кулишки Хавскій приводитъ, что это прозвище могло произойти и отъ «кульковъ», т.-е., «кошелей», такъ какъ кулекъ и кошель часто принимаются за одно и то же, а существованіе здѣсь производства кошелей отмѣчено съ давнихъ поръ и дошло до насъ въ присвоеніи церкви на Яузской улицѣ Николы въ Кошеляхъ. Это объясненіе Хавскій считаетъ болѣе правильнымъ, чѣмъ предположеніе, что «Кулишки» произошли отъ Куликовъ или Куликова поля, каковое можно принять только на томъ основаніи, что церковь Всѣхъ Святыхъ построена Дмитріемъ Донскимъ въ память по убіеннымъ въ битвѣ съ Мамаемъ на Куликовомъ полѣ. Тамъ же, у Хваскаго, значится: Кулишки существовали прежде Москвы, подъ именемъ селъ Кучковыхъ. Вырубая лѣсъ и осушая мѣстность, разводили сады и возводили постройки. Разведеніе садовъ издревле было любимымъ занятіемъ русскихъ людей, начиная съ царей. Церковь Св. Владиміра носить названіе «въ старыхъ садѣхъ» (садахъ), существованіе которыхъ относять къ XIV - XV вв., а площадь, нынѣ занимаемая Воспитательнымъ домомъ, называлась раньше Государевъ садъ, потомъ Васильевскій садъ или лужокъ и была отдана впослѣдствіи на откупъ садовникамъ и огородникамъ, о чемъ свидѣтельствуютъ сохранившіяся записи. Между прочимъ, вся мѣстность по ту сторону Москвы-рѣки называется Садовниками отъ бывшихъ тамъ садовъ.
Это Вы в ручную перепечатываете? У меня сканер с такой задачей не справился. Я уже пробовала нечто подобное выложить, но сошлись на фотокопиях. :) Спасибо.
Спасибо за этот перевод "в ручную" :) В таком виде читается значительно легче, да.
Сравнительно давно я пыталась найти способ воспроизведения буквы "ять" в текстах. Нашла, но не смогла вспомнить - где именно. А сегодня снова порылась в "Яндексе - найдется всё!" и обнаружила необходимую информацию:
В случае, если необходимо воспроизвести кириллический текст, написанный по правилам дореволюционной орфографии (с буквами ять и i ), необходимо пользоваться шрифтами, поддерживающими написание этих букв.
Например, слово "потемнение" в старом написании будет выглядеть так: потемнѢнiе. HTML-код, соответственно:
потемнѢнiе (Блокнот, который используется для просмотра исходника страницы, эту букву отображает в виде квадратика, увы).
С использованием этого кода набранный Вами в ручную текст может выглядеть вот так:
«КУЛИШКИ» Въ 27-мъ засѢданіи Комиссіи по изученію старой Москвы 16-го февраля 1913 года товарищемъ предсѢдателя Комиссіи Э. В. Готье былъ возбужденъ вопросъ о постепенномъ изслѢдованіи въ историко-археологическомъ отношеніи, общими силами Комиссіи, старой Москвы по участкамъ и, въ первую очередь, былъ предложенъ районъ нынѢшнаго 3-го участка Мясницкой части, т.-е.: отъ стѢны Китай-города берегомъ Москвы-рѢки противъ Воспитательнаго дома до Устьинской улицы, Устьинская улица, Яузскій бульваръ до Б. Трехсвятительскаго пер., Б. Трехсвятительскій, Б. Ивановскій переулки, Солянка и Варварская площадь по стѢнѢ Воспитательнаго дома до Варварскихъ воротъ.
«КУЛИШКИ»
Въ 27-мъ засѣданіи Комиссіи по изученію старой Москвы 16-го февраля 1913 года товарищемъ предсѣдателя Комиссіи Э. В. Готье былъ возбужденъ вопросъ о постепенномъ изслѣдованіи въ историко-археологическомъ отношеніи, общими силами Комиссіи, старой Москвы по участкамъ и, въ первую очередь, былъ предложенъ районъ нынѣшнаго 3-го участка Мясницкой части, т.-е.: отъ стѣны Китай-города берегомъ Москвы-рѣки противъ Воспитательнаго дома до Устьинской улицы, Устьинская улица, Яузскій бульваръ до Б. Трехсвятительскаго пер., Б. Трехсвятительскій, Б. Ивановскій переулки, Солянка и Варварская площадь по стѣнѣ Воспитательнаго дома до Варварскихъ воротъ.
Въ 29-мъ засѣданіи Комиссіи, происходившемъ 4-го апрѣля того же года, членомъ Комиссіи П. Н. Миллеромъ былъ прочитанъ докладъ объ этомъ участкѣ, заключающій въ себѣ лишь общія свѣдѣнія объ участкѣ, не затрагивая отдѣльныхъ зданій, церквей и т. п.
-----------
Та часть Москвы, которую мы сегодня разсматриваемъ, входить въ такъ называемый Бѣлый городъ, образованіе котораго началось въ 1587 году обнесеніемъ его, подобно Кремлю и Китай-городу, каменной (изъ бѣлаго камня) стѣной и землянымъ валомъ.
Работы по этой постройкѣ были поручены русскому зодчему Өеодору Конь и начались именно съ этого пункта Москвы, съ устья рѣки Яузы.
Необходимость подобнаго огораживанія вызывалась все еще угрожавшими нашествіями иноплеменныхъ полчищъ, а также расширеніемъ и заселеніемъ пригородныхъ урочищъ и слободъ.
Сохранившіяся до сего времени нѣкоторыя названія урочищъ показываютъ, что мѣсто это было не совсѣмъ годно для заселенія. Церкви - Всѣхъ Святыхъ, Рождества Богородицы, Іоанна Предтечи и Трехъ Святителей, расположенный по всей линіи этой части Москвы, сохраняютъ до сихъ поръ территоріальное прозвище «на кулижкахъ», а кулижки иди кулишки по одному объясненію значатъ топкое, болотистое мѣсто, по другому - часть лѣса, оставшуюся отъ порубки, или пожню между кустами и чапыжникомъ.
На присутствіе здѣсб въ былыя времена лѣса указываетъ названіе церкви Іоанна Предтечи подъ боромъ.
Относительно урочища Кулишки Хавскій приводитъ, что это прозвище могло произойти и отъ «кульковъ», т.-е., «кошелей», такъ какъ кулекъ и кошель часто принимаются за одно и то же, а существованіе здѣсь производства кошелей отмѣчено съ давнихъ поръ и дошло до насъ въ присвоеніи церкви на Яузской улицѣ Николы въ Кошеляхъ.
Это объясненіе Хавскій считаетъ болѣе правильнымъ, чѣмъ предположеніе, что «Кулишки» произошли отъ Куликовъ или Куликова поля, каковое можно принять только на томъ основаніи, что церковь Всѣхъ Святыхъ построена Дмитріемъ Донскимъ въ память по убіеннымъ въ битвѣ съ Мамаемъ на Куликовомъ полѣ.
Тамъ же, у Хваскаго, значится: Кулишки существовали прежде Москвы, подъ именемъ селъ Кучковыхъ.
Вырубая лѣсъ и осушая мѣстность, разводили сады и возводили постройки. Разведеніе садовъ издревле было любимымъ занятіемъ русскихъ людей, начиная съ царей. Церковь Св. Владиміра носить названіе «въ старыхъ садѣхъ» (садахъ), существованіе которыхъ относять къ XIV - XV вв., а площадь, нынѣ занимаемая Воспитательнымъ домомъ, называлась раньше Государевъ садъ, потомъ Васильевскій садъ или лужокъ и была отдана впослѣдствіи на откупъ садовникамъ и огородникамъ, о чемъ свидѣтельствуютъ сохранившіяся записи. Между прочимъ, вся мѣстность по ту сторону Москвы-рѣки называется Садовниками отъ бывшихъ тамъ садовъ.
Reply
Reply
Reply
В таком виде читается значительно легче, да.
Сравнительно давно я пыталась найти способ воспроизведения буквы "ять" в текстах. Нашла, но не смогла вспомнить - где именно.
А сегодня снова порылась в "Яндексе - найдется всё!" и обнаружила необходимую информацию:
Дореволюционная русская орфография и HTML
В случае, если необходимо воспроизвести кириллический текст, написанный по правилам дореволюционной орфографии (с буквами ять и i ), необходимо пользоваться шрифтами, поддерживающими написание этих букв.
Например, слово "потемнение" в старом написании будет выглядеть так: потемнѢнiе. HTML-код, соответственно:
потемнѢнiе (Блокнот, который используется для просмотра исходника страницы, эту букву отображает в виде квадратика, увы).
С использованием этого кода набранный Вами в ручную текст может выглядеть вот так:
«КУЛИШКИ»
Въ 27-мъ засѢданіи Комиссіи по изученію старой Москвы 16-го февраля 1913 года товарищемъ предсѢдателя Комиссіи Э. В. Готье былъ возбужденъ вопросъ о постепенномъ изслѢдованіи въ историко-археологическомъ отношеніи, общими силами Комиссіи, старой Москвы по участкамъ и, въ первую очередь, былъ предложенъ районъ нынѢшнаго 3-го участка Мясницкой части, т.-е.: отъ стѢны Китай-города берегомъ Москвы-рѢки противъ Воспитательнаго дома до Устьинской улицы, Устьинская улица, Яузскій бульваръ до Б. Трехсвятительскаго пер., Б. Трехсвятительскій, Б. Ивановскій переулки, Солянка и Варварская площадь по стѢнѢ Воспитательнаго дома до Варварскихъ воротъ.
P.S. Возможно, и Вам пригодится в дальнейшем :)
Reply
Reply
Leave a comment