Это дом 4, строение 2 по Малому Ивановскому переулку. Папа говорил еще в детстве, да и потом я читала, что этот дом помнит Наполеона, т.к. пережил пожар 1812 года и не был снесен при реконструкции Ивановского монастыря в конце XIX века. На снимке, правда, только один подъезд, вернее два. Один с лестницей, а другой под лестницей. Все подъезды были разные. Вообще, похоже, что в каждую квартиру вел отдельный вход. Квартиры при этом тоже были разные - одни маленькие, но отдельные, а другие - большие коммунальные. В книге о монастыре написано, что в этом доме были кельи причта, также, как и в доме 4, строении 1, который стоит вдоль переулка. Но дома по архитектуре совершенно разные. В советское время из этих келий нагородили квартиры - кто во что горазд. Причем в БТИ так кельи и числились. Когда нас выселяли в 1986 году, нам так и заявили, что никаких квартир у нас нет, а живем мы в кельях. Кстати, квартиры отличались не только по размерам, но и по наличию удобств. Если в некоторых были ванные комнаты, то в других не было и туалетов. Для тех, кому не повезло, был отдельный туалет в глубине двора, как раз слева от палисадника, который изображен на этом снимке. Однако он всегда был закрыт, и ключи были только у невезучих. Снимок 1976г. На лестнице я стою, а внизу справа сосед Саша Агудин
Наша семья жила в строении 1 того же дома 4, которое стоит вдоль переулка. Этот снимок 2006 года уже с испорченными окнами. Последние три окна на втором этаже - наши. Ниже по переулку стоит дом 6, в котором находится БММТ "Спутник".
Поскольку дом стоит на крутом склоне, то трудно сказать, на каком этаже какая квартира находится. Вот наша, например, со стороны переулка, куда выходили окна комнат, находилась на втором этаже, а со стороны двора, куда выходило окно кухни - на первом. Однако, не все так просто. Люди, жившие с нами на одном этаже со стороны переулка, на другом конце дома оказывались уже на первом этаже, а окна Техникума легкой промышленности, вход в который был под нашей маленькой комнатой, на другом конце дома уходили под землю, а со стороны двора в техникуме было только одно подземное окно, которое выходило в колодец, расположенный под окном соседской с нами кухни. Вы не устали? Тогда продолжаю.
Прямо над нашей кухней жила семья художника Бориса Тальберга - он сам, его жена Клавдия, и дети - Наташа и Павлик. Борис мне запомнился как-то одним кадром - идет по двору мимо нашего окна в сторону подъезда - высокий, в темном, развевающемся на ветру широком плаще. И откуда только взялся ветер в нашем замкнутом со всех сторон высокими стенами, глухом дворе? Так или иначе, было в его облике в тот момент что-то мистическое.
А вот Клавдию я помню гораздо лучше - это была настоящая русская красавица, белокурая и прекрасно сложенная. Ходила она в зеленом платье, которое ей очень шло. Году этак в 1983 на выставке Б. Тальберга в ЦДХ я испытала настоящий шок, увидев ее портрет. Она была такая же красивая, и в том же самом зеленом платье. Там, вместе с Клавой, каким-то непостижимым образом светилось и теплилось мое прошлое, и казалось, стоит сделать шаг внутрь рамы, и снова окажешься в детстве. Вобщем, волшебная сила искусства... Мне кажется, что этот портрет я и в интернете находила, но сейчас поискала - нету. Семья Бориса уехала из нашего двора где-то в середине 60-х, но в другой квартире остался еще один представитель семьи - отец Бориса. Это был совершенно удивительный человек. Когда он выходил во двор, вместе с ним как будто выходило солнце. Поговаривали, что он был репрессирован за неравильную фамилию.Но это его явно не сломало, и он продолжал нести в мир положительную энергию. Однажды я вышла во двор с игрушечным луком и стрелой на присоске (подозреваю, что дома она уже успела присосаться ко все шкафам и стенам, вследствие чего терпение у взрослых лопнуло, и меня отослали гулять во двор), и дедушка Тальберг попросил научить его стрелять, но оказался совершенно неспособным учеником. Думаю, он хотел меня рассмешить, но я очень серьезно ему объясняла, как нужно натягивать тетиву, а потом ее отпускать, и очень досадовала, когда у него ничего не получалось. Не помню, в каком году дедушки Саши не стало, но когда нас выселяли, его уже не было в живых, а в его комнате у выросшей к тому времени и тоже ставшей художницей Наташи была мастерская.