При слове «катапульта», что самое первое приходит вам в голову? Готов поспорить, слайд-шоу в вашем мозгу прокрутило абсолютно все фотографии античных баллист и средневековых осадных и наступательных механизмов. Но точно не палубные машины, призванные ускорить многотонный реактивный самолет. А ведь именно этот принцип заложен в основу ускорительных механизмов на авианосцах.
Что же, об этом сегодня и поговорим.
Занятно, что палубная авиация начинает свою историю, чуть ли не до первых полетов братьев Райт в 1894 году. Как и полагается опытному образцу, первые полеты ничего кроме насмешек у людей не вызывали. Но уже через пару месяцев доработав механизм катапультирования, первые планеры успешно взлетали со стартовых площадок и, устремившись ввысь, разрезали воздух своими примитивными крыльями.
Примерно в середине 20-х годов военное сообщество поняло, что без поддержки авиации корабли становятся через чур уязвимыми. Именно ту пору можно смело назвать золотым периодом в развитии палубной авиации.
Менялись механизмы, пневматика заменялась гидравликой, а та в свою очередь электроникой, но принцип оставался неизменным. Сегодня абсолютным фаворитом в мире палубной авиации является отечественный Миг-29К/КУБ, предназначенный для решения различных задач по обороне морского пространства. Неоспоримым плюсом нового самолета, является усовершенствованный планер, который почти на 90% состоит из композиционных материалов.
Самолет стал результатом огромного внимания к модернизации и улучшению воздушного парка. Что же, здорово, что в воздухе со времен второй мировой мы до сих пор на первом месте.