Объединяющая сила ЧАЯ
Продолжая предыдущие посты про
Объединяющие церемонии и
трансформирующий потенциал чая продолжаю:
1. Чай как объединяющий социо-культурный эгрегор.
Самое удивительное в чайном растении то, что оно уже давно перестало быть растением, а превратилось в традицию, в культуру, в символ, в индустрию, в аттрактор. Миллионы людей пьют чай сейчас, в эту секунду, и многие из них, даже не задумываются, как чай объединяет в своем пространстве людей. ЧАЙ продается практически во всех магазинах, его пьют жители практически всех городов и деревень, он употребляется в холодном, горячем виде, в питании, как лекарство, как способ согреться, пообщаться, сблизиться. Для утоления жажды, для создания настроения. Утром, чтобы проснуться, вечером, чтобы уснуть. Чай вошел практически во все сферы нашей жизни, и очень гибко подстроился под нужды разных людей, разного достатка, разного вероисповедания, национальности и возраста. Чай стал обыденным, банальным, мы перестали часто замечать, как это растение служит человечеству, объединяя нас всех уже в течении практически пяти тысяч лет в единое сообщество. И при этом ЧАЙ остается в своей обыденности алхимическим продуктом, настраивающим нас на неторопливую созерцательность, которую так ценили монахи. И ЧАЙ в данном случае можно рассматривать как Эгрегор, объединяющий многих людей вокруг себя. И ЧАЙ потянется к нам своей глобализацией от людей, выращивающих волшебный лист, через тех кто готовит его, к торговцам, к чайным мастерам, через чайный церемонии, или же ко всем простым людям через заварочные чайники и пакетики. Хотим мы или нет, но все так или иначе объединяемся с миллионами людей, которые в этот самый момент, вместе с нами, пьют чайные напитки.
Можно выделить три этапа развития чайного эгрегора:
- Развитие чайной культуры в Китае (3000 лет до н.э. - революция Мао - восстановление традиции в наши дни)
- Распростронение чая по Миру: от англичан до наших дней (Средние века - появление Интернета)
- Развитие чая в период информационной глобализации - интернет (1980 - ...)
2. Чайный путь - коммуникация на пути к единству.
Само чаепитие по своей структуре призвано объединять нас в едином пространстве, причем не важно, в какой традиции мы сейчас находимся. Практически везде чай имеет выраженную социальную функцию - то есть чай является катализатором развития человеческих взаимоотношений. И на сегодняшний день эта функция чая самая значимая.
Во многих местах чай - это то, чем встречают гостей, и то, что гости могут запросто попросить у хозяев. И чай будет разный, и по разному приготовлен, в разной посуде, но все равно это будет ЧАЙ. И в некоторых традициях тебя не спросят ни слова, просто молча дадут чашку чая, а уже потом, когда ты согреешься, утолишь жажду и голод, ты сам расскажешь о своем пути, и о том, что тебя привело в этот гостеприимный дом. В других традициях мы будем сидеть вокруг самовара, где-то сядем рядком перед хозяином с чашей и венчиком, иногда, сидя на подушках, мы выпьем сваренный плиточный чай с молоком и маслом, а иногда... традиций очень много, чайных церемоний много, от очень церемониальных, до тех, в которых мы и вовсе не обнаружим ритуалов. Но чай во всех случаях будет служить мостиком между нами, объединяя нас в свое единое пространство разговора. И процес двигается как бы снизу вверх, от налаживания первого контакта между людьми, нахождения чего-то, что понятно всем людям, несмотря на все отличия. И в этой безопасной среде уже может случиться Диалог. И мы двигаемся в этом диалоге, от простого знакомства, к разговору (пусть и без слов, иногда), к нашим отношениям, ценностям и дальше к переживанию единства и блаженства. Как же происходит это путешествие вверх по иерархии, от разрозненности к Единству?
Как описывает этот процесс поэт и мастер чая Лу Дун:
Первая чашка чая освежает губы и горло;
Со второй чашкой возникает приятная лёгкость;
С третьей - приобретается острота ума и готовность прочитать пять тысяч свитков;
С четвёртой чашкой возникает приятная лёгкость и приходит избавление от всех телесных недугов;
Пятая чашка очищает до костей;
Шестая чашка дарит умение общаться с Бессмертными;
Седьмая чашка - о, это уже слишком много! - моё тело в объятиях освежающего ветра.
Количество чашек - это метафора в которой явно прослеживается поступенчатое движение во время чаепития от телесных переживаний к духовным, от телесного выживания до переживания блаженства.
Подобные движения по иерархии много описаны и у западных ученых: А. Маслоу, напрмер, выделил иерархию потребностей от базовых телесных к высшим духовным (пирамида потребностей), а Тимоти Лири - выдающийся нейролог XX века описывал эволюцию сознания человека, которое последовательно проходит девять этапов. Также можно сказать, что по этим этапам мы можем перемешаться в любой коммуникации, последовательно сменяя уровни взаимодействия. Остановимся на них подробнее.
1. Телесный. Детский.
Мы создаем безопасное пространство для чайного процесса, гости рассаживаются удобно, на подушки, стулья или как-то еще. Создание безопасности - это оставление оружия самураев передчайным домиком.
Потребность по А. Маслоу: физиологическая (пища, воздух, тепло).
Сен-но Рикю - патриарх японской чайной традиции, описывая принципы чайной церемонии,писал, что чайные мастера должны обеспечить гостям зимой тепло, а летом прохладу. Это уют.
2. Эмоционально-территориальный.
Связан с низшими эмоциями (активная и пассивная агрессия) и поведенческими реакциями вида «подчинение-доминирование». Развитие этого контура определяет «место» индивидуума в иерархической структуре. Инициирует систему понятий, связанных с дисциплиной, подчинением, территорией обитания.
Ведущий чайного действа определяет иерархию. Гость - хозяин. Хозяин чайного пространства - подаван. Иерархия строго закреплена в японской традиции. Какой гость важнее, и что кому полагается по гостевому этикету.
Потребность по А.Маслоу: безопасность (крыша над головой).
3. Административный
Правила, кодекс, регламент, закон. На нем строится общество, его иерархия. Тут мы можем говорить о чайном этикете, о Кодексе Чайного человека, о правилах, которые устанавливает Чайный клуб для своих посетителей, это закон чести, Буси-до самурая, субординация, система данов. Ведущий чайного действа может транслировать негласные правила своим поведением, может предлагать принципы взаимодействия во время чайного процесса, обговаривать с гостями, что уместно, а что нет. На этом уровне взаимодействия нет личности как таковой, есть только энергия личности, ее отдельные качества, способность к действию. Здесь, деятельность определяется совокупностью формальных правил, вне зависимости от их конкретного психического Я.
4. Научный (Конфликтологический) протокол отношений в обществе различных Я.
Это - непосредственная коммуникация людей, невзирая на установленные правила, формальную логику или сигналы тела. На определенном этапе развития чайной коммуникации, возникает переход на неформальное взаимодействие. Мы начинаем быть индивидуальностями в группе. Возможны диалог, дискуссии. Даже если коммуникация происходит на невербальном уровне, то на этом этапе и гости могут проявлять себя как индивидуальности, быть самими собой, при этом сохраняя должное внимание к пространству - почтение, тишину, сохраняя атмосферу чайного места.
Потребность по А.Маслоу: принятие в группе.
5. Нейролингвистический (Мы) Протокол отношений в обществе различных интересов людей. Это протокол социополовых отношений между равными партнерами, которые не только уважительны друг к другу, как в протоколе конфликтологическом, но и экономны в словах и чувствах, то есть, нацелены на совместное действие и результат. В чайном процессе группа выходит на совместное «МЫ», возникает сплочение и предпосылки к настоящему единению. Мы пьем единый чай. Мы вместе решаем, как единый организм. И это ЧАЙный путь. Единение в совместном учении, в традиции, в Школе. Мы объединяемся как группа индивидуальностей на едином Пути - Ча Дао. Мы уже Эгрегор. Компания. Альянс.
Потребность по А.Маслоу: признание в группе.
6. Метафорический Протокол сложившихся прочных групп, имеющих общее семантическое поле, связанных отношениями взаимного доверия и опытом совестной работы, на высоком уровне владеющих различными психологическими техниками. Это - протокол Магов, Мастеров, Творцов.
Основная энергия протокола - энергия познания, энергия совместного мышления, взаимопонимания, растворения друг в друге, энергия связи с обобщенным Всевышним.
На данном этапе развития мы начинаем Творить. Не даром, на востоке вокруг ЧАЯ аккумулируются различные виды искусств - керамика, живопись, калиграфия...и многие иные. Творчество начинается в этом контуре развития сознания.
Это тот уровень коммуникации, когда мы уже находимся в общей сказке, общей реальности. Наслаждаемся своим телом, Чаем, компанией. Любовь, принятие, радость, гармония, творчество. Гости готовы созерцать утварь,чайные цветы. Говорить об аромате чая, его вкусе.
Мастер этого уровня - творец, импровизатор, актер, Волшебник.
Потребность по Маслоу: потребность в любви, уважении, компетентности.
7. Нейрогенетический (Единства). («О, а это уже слишком много!!!») Программа экстаза запускается, когда нервная система освобождается от диктата тела и осознает лишь свою деятельность (мы, с точки зрения Лири, - это наши нервные системы); нервная система впадает в экстаз, наслаждаясь интенсивностью, сложностью и новизной информационного обмена нейрологическими сигналами.
Это тот уровень, на котором уже не важно пьем ли мы чай. Тут уже нет церемонии, нет искусства, нет мастеров,школы, традиции... ничего, кроме Сущностного состояния Единения, Тотального Спокойствия, Блаженства и Бесконечной Любви.
Можно остановиться и на этом, и так уже нормально, но Лири описывает еще два уровня:
8. Квантовый уровень активизируется при осознании процесса «смерти». Нервная система обретает свободу и способна настроиться на собственный ритм, синхронизируясь с сотнями миллионов сигналов в секунду. Человек становится всей жизнью. Это подразумевает нейрологическую способность приостанавливать действие низших импринтов, добровольно и избирательно блокировать включение собственных капсул памяти, трансцендировать условные рефлексы, связанные с социальной ролью, и превращаться в агента эволюции, путешественника во времени, мыслящего и ощущающего, как сам код ДНК». Принятия смерти и страданий как совершенств, осознания себя всеми границами и системами.
9. Уровень Метапрограмирования. человек освобождается от единственной реальности. «Душа» (Сознание) этого контура - суть «Творящая пустота», принимающая в себя сознания всех предыдущих контуров; зеркало, меняющее угол отражения; инструмент, изобретенный вселенной с целью увидеть саму себя (хотя с тем же успехом можно сказать, что Сознание само творит вселенную). Остановка Внутреннего диалога и всех дискретных систем самовосприятия.
Сознание же, осознавшее свою зависимость от способов восприятия, моделей, парадигм (т.е. всех программ мозга и не только мозга!), понимающее относительность этого восприятия (и данной реальности), а также готовое и способное к самоперепрограммированию, самозарождению, самоуничтожению и вечному существованию.
Таким образом на пути к Единению и Целостности мы проходим и принятие этикета, и работу подаваном, мы находим безопасное место для того чтобы пить чай, создаем уют, находим единомышленников, создаем чайное пространство, устанавливаем правила взаимодействия. Постепенно мы становимся «МЫ» и начинаем Творить, Созидать. Мы прикасаемся к искусству. Постепенно мы двигаемся к истиному состоянию единства, блаженства и к просветлению. Полной Безграничной Тотальной Свободе. В этом суть Чайного Пути. Ча Дао. То о чем говорят монахи в своих стихах и трактатах.
Таким образом можно найти сходство между стихами древнего чайного мастера и работами современных исследователей.
С помошью чайного действа мы способствуем трансформирующей коммуникации, в результате которой люди последовательно обучаются двигатся от своих базовых потребностей в безопасности к переживанию сущностного состояния Единенства, блаженства и экстаза. В этом и заключается Объединяющая практика ЧАЙНОГО МАСТЕРА.
БЛАГОДАРЮ
om-a.ru за описание протоколов Лири и Школу
Gunfucha.ru.