Давайте начнем "от Царя Гороха", или просто от царей в России. Тогда, во времена самодержавия на Руси, что было важно для власти? Христианство и взимание податей. Лояльность местного населения тоже была не последним делом. Общая вера тому помогала, для взимания податей лояльность тоже была нужна. Взамен предоставлялась защита от внешних врагов, решение конфликтов между соседними народами и военное обеспечение этих решений.
Думала ли самодержавная власть о народном образовании? Да нет, а зачем? На местах были церкви и священники, монастыри. При них те из местных жителей, кто хотел, учились или отдавали детей учиться грамоте.
Советы должны были провести индустриализацию страны, тут без образованного населения никак - всеобщaя грамотность, начальное, а затем среднее, потом профессионально-техническое образование. Причем там, где стране больше всего нужно. Мой свекр рассказывал, что, заметив его способности, после первого курса института ему было сказано перепрофилироваться на изучение свойств материалов, потому что этих специалистов не хватало. Он успешно перепрофилировался, работал впоследствии (в том числе) в проекте "Союз-Аполлон", стал заведующим лаборатории, успешным ученым.
Когда в конце 60-х многие задачи (видимо) показались выполненными, то не был проработан план, как же дальше быть? Двигались вроде как по накатанным рельсам, а когда они коничились, то "тут завертелось".
На том самом пресловутом западе существует проблема переизбытка людей с высшим гуманитарным образованием. Эти творческие молодые люди (а потом уже и не очень молодые) креативят понемногу, подрабатывая на жизнь, чем придется ("What are you doing for living?"), и "не жужжат".
В советские времена, власть посылала по распределению молодежь в места отдаленные и не очень. Где нужны были, туда и посылала. И не было проблем в каком-нибудь селе Анапка на Камчатке с учителем истории, потому что туда поехал по распределению (например) Юлий Ким, ставший потом автором текстов многих песен к кинофильмам, бардом и правозащитником.
Наша страна перешла на модель "получай любое образование, а потом работай, где сможешь устроиться" 25 лет назад. Но судя по умонастроениям, советская модель всё же больше подходит народам России. Что же сейчас должно "нести образование в массы"? Или ещё точнее, что должно доносить до ширнармасс государство?
Свою идею "как нам обустроить Россию". А ее у власть предержащих, по-видимому, нет. Вот и несет государство, что может - и церкви строит народ всем миром (а власть передает здания-музеи РПЦ, "стон об Исаакиевском Соборе стоит по всей Руси Великой"), и в то же время интернет проводит в каждый глухой угол. Однако главные идеи - это человеколюбие и совесть. Всё остальное приложится, так как звезды с интересом смотрят вниз. От них никуда не денешься.
Навеяно дискуссией здесь
http://domestic-lynx.livejournal.com/180063.html