Из дискуссии о методах познанияПозитивизм возник, когда философия отказалась от мысли, что она может указывать науке, как той действовать. Позитивизм попытался обобщить способы работы ученых. Его основное положение - представление о верификации. Подтверждении теории фактами. Коли не подтверждается - плохая. Потом явился Поппер. Он обратил внимание
(
Read more... )
Может быть, я не совсем понял вопрос и он означает: "Чем плохи критерии Поппера?". Для сторонников его - так и ничем не плохи. Противники любят напоминать, что по Попперу астрология является наукой, а дарвинизм - нет. Но это, конечно, скорее иллюстрация, чем серьезная претензия. Серьезные возражения есть у Лакатоша - он немного ссылается на то, что практика научная вроде бы ведет себя иначе (ну не получается так, чтобы из-за одного контрпримера теорию отбрасывали...) и выдвигает ряд соображений, почему именно вести себя "по Попперу" опасно. Грубо говоря, фактов множество и добывать их относительно легко. Мысли, которые претендовали бы на непротиворечивое объяснение больших множеств фактов достаточно редки и потому ценны. Примерно так, кажется.
Reply
Но тогда имеет ли смысл общая методология, коли для наук разных циклов она применима с оговорками, поскольку история у гуманитарного, естественного, социального и математического циклов разная?
Reply
Вопрос "имеет ли смысл общая методология" представляется мне ну чрезвычайно опасным для клавиатуры. Писать-не-переписать. Ученые обычно считают, что методология на фиг им не нужна. Если же они сталкиваются волею непреклонных судеб с оппонентом, который действует по иным правилам, нежели им привычно, они уличают его в незнании методологии - и обычно очень неграмотно, поскольку с методологией знакомы слабо. Далее начинается озлобленное переругивание, обычно с упоминанием "поппера". Побеждает тот, кого первым признает международное сообщество. После этого считается, что его методологические взгляды были верными.
Меня методология (в т.ч. общая) очень интересует - не для того, чтобы ее придерживаться (я полагаю, что ее надо просто делать), а в целях обнаружения скрытой гармонии в хаосе человеческих поступков (на ниве науки).
Reply
Хотя, в принципе, описанный Вами итеративный алгоритм, кажется, разработанный на естественных науках, в основном, в нашей скорбной области работает. За важным исключением - возможности "эксперимента" здесь весьма проблематичны.
Reply
Reply
Reply
Reply
Спасибо.
Reply
Эксперимента вообще или повторяемого эксперимента?
Reply
Reply
(The comment has been removed)
Reply
Соображения типа того, как надо "делать науку", они к методологии имеют отношение, но "постольку-поскольку".
Reply
Вот несколько текстов одного автора по эпистемологии/гносеологии. Посвящены главным образом эпистемологии и методологии экономической науки, но есть про исторические науки и естественные (про последние - отдельные замечания)
http://www.libertarium.ru/libertarium/humanact - первые шесть глав книги Мизеса "Человеческая деятельность"
http://www.libertarium.ru/libertarium/lib_evolution - книга того же автора "Теория и история"
http://www.mises.org/epofe.asp - Epistemological Problems of Economics
http://www.mises.org/ufofes.asp - The ultimate foundation of Economic Science
Reply
Возражения Лакатоша понятны, но не являются причиной для отказа от критериев Поппера - если факт фальсифицирует теорию, она необязательно должна быть полностью отправлена на свалку. Она может быть
а) модифицирована, чтобы предоставить объяснение факту (ядро-подпорки)
б) сохранена с пометой "будем использовать до лучших времен, т.к. хотя теория и неверна, в большинстве случаев она обладает достаточной полезностью (предсказательной силой)".
Reply
Я напомню только одну хрестоматийную историю. Мендель, как известно, открыл генетику. Ставил опыты с горохом. Послал свою статью знаменитому ботанику и умнице Нэгели. Тот прочел, одобрил - и предложил для проверки поставить те же опыты с другим растением, ястребинкой. Нэгели знал, что это "сложное" растение, что у него все выглядит по сравнению с другими растениями парадоксально. Мендель провел опыты с ястребинкой и получил результат - закономерности, открытые на горохе, на ней не выполняются. Так что в первой работе Менделя две части - одна генетику открывает, а вторая - закрывает. (можно посмотреть например http://www.vestnik.com/issues/2001/0327/win/golubovsky.htm).
При переоткрытии законов Менделя в 1900 г. афронт с ястребинкой не был объяснен. Генетика триумфально развивалась, в те годы считалось, что она полностью вытеснила из биологии дарвинову теорию эволюции - а на факт афронта внимания не обращали. Потому что в других случаях теория работала.
Что происходит у ястребинки - отдельная и не очень простая история, в каком-то смысле не до конца ясная и сейчас. Однако дело генетики живет и побеждает - и трудности ее, и ее успехи не сильно связаны с тем, что ряд фактов не входят в ее поле. Ведь всегда можно ограничить область приложимости теории теми фактами. для которых она справедлива, разве нет?
Reply
Leave a comment