Oct 03, 2024 14:20
Я бы полагал важным и редким умением - составление описаний объектов с минимальными отсылками к общим понятиям.
Например, описание человека. Его описывают - когда дают характеристику, или на дне рождения, или на похоронах, или для словарей. И говорят общие слова. И человека за ними нет.
А как бы можно описать человека, не прячась за общими словами? Или не человека. Пускай - собаку. Не описывать, что она веселая или там умная. Или мелкая и злобная. А рассказать про эту конкретную собаку - потому что у нее не веселость "вообще" и не "ум вообще", пусть и собачий, а именно вот эта её веселость и её ум. Или её грусть и её тупость.
Наверное, сделать это трудно, потому что мало кто даже пытается.
Непонятно даже, за что ухватиться. Все слова, конечно, общие - допустим, кроме имени. Значит, надо с ними работать так, чтобы их соединение вело к индивидуализации понятий. Описание у нас не бесконечной длины и слушать всё время существования вселенной - не будут, проверено энтами. Значит, надо начинать с существенных черт. А разве существенные - не общие? Нет? А как представить себе индивидуальные существенные черты?
Общая отговорка о том, что слова - общие, индивидуальных не бывает - игнорирует практику художественной литературы. Как раз там видно, что и грусть, и радость, и невысокий рост и полнота и что угодно - могут быть индивидуализованы, если автор имеет силы это сделать. Да, это делается не в одно слово - это делается всем изложением. И внешние признаки, и тем более выражение эмоций могут быть индивидуализированы.
Один ряд способов ясен - это именование и авторские новые слова. Да, с этим играют. А еще?
В общей форме вопрос такой: какими средствами достигается индивидуализирующая речь (текст)? У кого встречали такое умение - давать индивидуализирующие описания происходящего?
culture2,
language2,
literature2