Причина красоты

Feb 29, 2024 14:37

Вопрос этот многие задавали, с ответами плохо. Для начала - немного ограничим предмет. Речь не о душевной красоте поступков и эмоциональных движений, не о красоте благородства и подвижничества. Не о красоте мыслительных построений. Не о красоте артефактов, произведений искусства. Не о красоте ландшафта и природных творений. Это вопрос о физической красоте людей, о "красивом лице" (и фигуре, разумеется).

Если этот вопрос задавать, то в ответ придут указания на то, что красоты нет. Отказы, замаскированные под "объяснения". Самый обычный ответ - красота есть здоровье, функциональность, красота женщины указывает на ее здоровую функциональность в качестве женщины, это и называют красотой. Другой ответ: это привычность, как воспитали, то красивым и называют, что с детства видел, то и красиво. А если подсунуть непривычный антропологический тип - сразу будет неприятие. Третий ответ: это мода, социальная договоренность. На модных показах щеголяют, модные тусовки распространяют с добавлением социального авторитета - и потом принимается, что это красиво. В этом сезоне.

Мне бы хотелось сократить вступление и перейти к делу, поэтому ничтожные объяснения я перечислил, но спорить с ними не буду. Переспорить невозможно, и в конце концов - кто искренне до глубины души верит, что для него красотой называется здоровье - так на здоровье, пусть имеет такое представление и им же и пользуется. Всё сказанное выше верно и касается красоты, но ею не является. Частично на неё влияет привычная внешность, близкий антропотип, частично - мнения, указывающие на модность, влияет и здоровье. Но это всё с краю, в центр тут попадания нет. И неприятно, что идет подмена. Всё сказанное есть - но и называется иначе. Это указания на здоровье, симпатичную привычность и модную социально-одобряемую внешность. Но это не о красоте. То есть придерживающиеся этих объяснений говорят, по сути, что красоты не существует.

Есть ответ, не совершающий подмены, но без четкого указания на причину и суть. Иногда говорят: это из прошлой жизни. Видать, такой был человек, так прожил, что вот - награда. Однако ничего не говорится, за что же следует награда. Следует подразумевать - за принятую в данной религиозной традиции праведность, святость? Это не слишком бьется с опытом. Не говоря о том, что красота далеко не в каждой жизни - награда. Бывает, что проклятие. Красота не связана с наградой или проклятием, это не наказание и не награда.

Если упорно задавать вопрос о красоте, возникают свойства её. Она очень слабо связана с другими чертами человека. Это ведь очень занятное свойство - красота не коррелирует ни с чем. Щедрый и скупой, великий и ничтожный, грациозный и неуклюжий - совершенно любой может быть красивым и не быть им. Любые мерзости душевной жизни - подлость, низость, предательство, трусость - сочетаются с красотой: могут сочетаться. А могут с нею быть благородство, смелость, верность и величие. Может быть что угодно.

Из свойств людей можно выделить те немногие, которые ни с чем не коррелируют. То есть по типу симметрии относятся к тому же странному классу. Трусость и жестокость, смелость и щедрость, упорство и нерешительность - все эти качества идут в другой класс, это взаимосплетенные качества характера, они связаны и влияют друг на друга. А к классу "ни с чем не связанных" = "связанных с чем угодно" относятся такие странные вещи, как, скажем, удача и талант. Бывают талантливые ничтожества, талантливые трусы, талант может быть мелким, меркантильным, скупым, тупым - каким угодно. Разумеется, он же может быть смелым, щедрым и добрым. Качества этой группы присутствуют в человеке, но странным образом не связаны с его "чертами характера".

Почти всё сказано и можно уже бить. Если провести перед собой выделенные "ни с чем не связанные" качества - надо только их вспомнить... Они не так легко вспоминаются. Это же очень странные свойства. Неуловимые. Их многие отрицают. Какая такая красота? Просто удобно. Какой такой талант? Просто 10000 часов... Какая удача? Это случайность.

Случайностью их объясняют. Для многих нет слов. То есть качество такое есть, но даже язык не сподобился выделить специальное слово для обозначения. Хотя само явление более чем привычное и всем знакомое.

Боль.

Болезнь - это другое. Она и связана с другим, и не случайна во многом, и с болью связана не необходимо. Многие болезни не сопровождаются болью. Некоторые боли не связаны с заболеванием. Там тысячи причин - я просто напомню: если вы упали и сломали ногу, раздробив кости и порвав связки - это в языке не очень зовется "болезнью". А если вы неуклюжий и часто ударяетесь и даже калечитесь - это совсем не зовется болезнью. А если вас пытали и изувечили - это не болезнь. Одна и та же болезнь может сопровождаться очень большим количеством боли, а может быть менее болезненной.

Болезнь и боль - вещи близкие, но разные. С болезнями там другие игры, и я о них больше не буду. Присутствие в жизни человек большого количества боли не называется никаким отдельным словом. Болезненный и болючий - не то. Слова нет, а есть противный факт. Есть люди, в жизни которых по той или иной причине боли гораздо больше, чем в жизни других людей. Это редкие такие люди, терпящие много боли. Ни за что, нипочему - просто так склалось.

Про боль говорят: за что мне? Человек такой же как все - он не выделен какими-то качествами, не удается сказать: боль приходит к блондинам. Или - к трусам. Или - к мерзавцам. Нет душевных качеств, душевного устройства, которое бы гарантировало, что в жизни будет много боли или ее не будет. Всяко бывает.

Про красоту думают ровно то же самое. Почему именно вот тому? За что это мне? Как же так разразило, ведь нормально же было, а теперь так жутко болит... Это ведь ни за что, могло бы и не быть... За что именно ей (ему)? Почему он (она) заслужила, а я нет? Это просто случилось "от рождения", ни за что. Почему ей досталось столько всего, а кому другому - ни кожи ни рожи? Это может быть, а может не быть относительно любых других качеств.

Вечные вопросы. За что красота красивым? Почему это замечательное качество не дается вот этому прекрасному человеку? Он потом ходит с внешностью серой, как штаны пожарника - а иные так безумно красивы, что даже не умеют распорядиться. Но за что им? Точно как с болью: почему мне, могло ведь соседу? А могло такое прилететь вообще другому человеку, я-то за что? Это как вход и выход, симметричность указывает

Причина красоты - испытанная боль.

alchemical notes

Previous post Next post
Up