Искусство гладиаторов

Feb 26, 2024 00:03

Черная весна в Москве - просто огонь! Ноль, сугробы выше роста, тепло и сыро, дорожки узеньки расчищены. Пошли мы с женой в один из соседних ТЦ, ей там купить куртку, что ли. Два часа дня, обычный торговый центр, которых несколько в каждом районе. По этажам ходит публика, детей тащат, вокруг продают кошачий корм, секонд-хенд, компьютерное что-то, ( Read more... )

natural short-story4

Leave a comment

cmt96 February 26 2024, 16:08:39 UTC
Вы утверждаете, что тех людей, о которых стал говорить Иванов-Петров, следует примерно наказать. По всей видимости, вы наврали, то есть истинное ваше суждение - то, которое в глубине вашей души, - иное; тем не менее следует отвечать на то, что сказано, а не на собственные догадки, чтобы не множить недоразумений. Итак, вот почему в вами навранном вы оказались неправы.

Существует разница между социальной проблемой и личным пороком.

Социальная проблема ставит людей и их судьбы в такие положения, когда люди делают не лучшие вещи. Если говорить о той части общества, которая могла бы ходить под названием "культура", то это означает: то, что люди за свою жизнь успели услышать; то, какие ожидания к своей персоне они привыкли предполагать в окружающих по поводу тех или иных дел. Словом, восприятия - и то, как эти восприятия уходят в глубину до их причин, до их корней. Обвинения не предполагаются, но это не означает, что нельзя обсуждать социальную проблему, оценивать поступки. Это беда людей, а не их вина, что для них оказываются естественными и правильными такие-то и такие-то решения. Так сложилась их жизнь, так она складывается дальше для тех, кто их окружает.

Личный порок состоит в том, что человек имеет склонность ко злу. Он приносит зло себе самому или окружающим людям, это плод его предпочтений. Он это делает всегда в каких-то обстоятельствах, зло не бывает абстрактным. Но это не означает, чтобы вина за порок каким бы то ни было образом могла лежать на обществе, которое обусловило какие-то конкретные обстоятельства. Общество вообще ни в чём не может быть виновато, точно так же как и фабрика не может быть виновата в техногенной катастрофе. У общества нет лица, оно не несёт ответственности, это просто среда, в которой живут люди, среда общения. Вся вина за личный порок лежит лишь на самом человеке, и если порок приводит к какой-то беде, то это называется грехом (≈ ошибкой).

Отдельно хотелось бы сказать о тех причинах, по которым вы решили прибегнуть ко лжи и подленькому обману. Когда человек старается быть саркастичным, не разобравшись в ситуации, то это не сарказм, а попросту грязь. В самом деле, всякое шутливое замечание и в частности всякий сарказм строится на раздвоении сказанного на буквальное и подразумеваемое, тем самым подразумеваемое уводится от критики. Но что, если именно подразумеваемое - ложно? Тогда и получается попытка обмануть: не прямо выразить своё мнение, которое может быть оспорено, а как-нибудь исподтишка, рассчитывая на то, что и собеседник тоже прибегнет к подлости.

Есть что-то вроде правила, помогающего не попадать в такие глупые ситуации: следует стремиться к тому, чтобы буквальный слой сарказма оставался правдивым в какой-то важной части. Именно так люди шутят, когда они не теряют достоинства. В этом случае у человека нет стремления говорить и действовать исподтишка, рассчитывая на хитрости. Благородный шутник не стремится спрятать свою мысль, не стремится к чему-либо принудить собеседника…

Заодно следовало бы заметить, уже игнорируя эти неловкости и отвечая не на прямо навранное, а на укрытое и высказанное исподтишка, что запрещать или высмеивать обсуждение чужих бед - это неправильно, это неоправданное нападение. А обсуждать чужие беды - это, напротив, не нападение, это просто обсуждение без всякого намёка на обвинения. О чём-то похожем я недавно говорил и с orsa-maggiore

Reply


Leave a comment

Up