Обычное наблюдение (делается каждым первым): люди себе всё прощают. Кто-то обнаруживает, что родственники, от которых он претерпел, по прошествии лет, говорят: не было такого, были пустяки сущие, да что ты... То же с бывает с самым разным образом доводящимися людьми. Помню, как в 90-е у одного знакомого брат простил себе, что лишил брата с семьей
(
Read more... )
Я за безусловное принятие в себя. Ну, вот, например... сделал я что-то ужасное. Пьяный сел за руль. При том, что у меня нет прав. Сбил ребенка. Двух. Насмерть. Не могу принять себя таким... убийцей. И кто теперь должен разгребать это, иметь дело с последствиями, если не я? Заботится о моем психическом здоровье (в т.ч. обращаться за помощья к специалистам), если я сам считаю, что не стою такой заботы? Кто должен работать над тем, чтобы я продолжил жить и, по возможности, не повторял ошибок?
Reply
На самом деле выхода три:
- не простить себе и пытаться искупить совершенное. Не попытаться, а пытаться, глагол не совершенного времени. Если не простишь, то конца этому не будет.
- не простить и убить себя (то, что не можешь себе простить и не можешь искупить, убивает)
- в конце концов простить себя, искупив содеянное или обману себя
Reply
Я христианин и вариант суицида не рассматриваю в принципе. Да и большинство людей его не рассматривает, как мне кажется - просто выбирают самосаботаж как доступный заменитель, и, тем самым, сваливают заботу о себе на других. Т.е., о компенсации речь вообще не идет, пускаются во все тяжкие, поскольку теперь уже всё можно, ничто больше не имеет значения.
А чаще всего в жизни встречаются промежуточные варианты, когда многое еще можно исправить, но для этого нужно не метаться в терзаниях о прощении-непрощении, а минимизировать убытки и, возможно, обратиться за помощью. Но пока существует этот барьер "непростительного", человек не решится признаться другим и даже себе в ошибке, будет только повышать ставки в надежде, что повезет и он опять сможет жить в мире с самим собой. Даже если это самое "непростительное" - полнейшая ерунда.
Reply
Отпущение грехов это и есть институционализированное прощение, в том числе прощение себя через посредника.
Reply
Тем не менее, в ситуации, когда у меня нет доступа к исповеди (сейчас это легко представить) и, может быть, в принципе уже не будет, я, надеюсь, не стану метаться и проклинать себя. В любом случае первым действием будет дыхательная гимнастика, чтобы привести себя в относительную норму. Далее, попытка оценить, что я могу исправить сам, и кто мне может в этом помочь. Вопросы о возможности прощения при этом будут стоять в одном ряду с трясущимися руками - это очевидная реакция на сильный стресс, которую нужно постараться сгладить доступными способами.
Reply
А что мешает все это делать , но не простив себя?
Reply
Ну так ведь в этом случае единственной реальной потребностью будет поиск того самого прощения, или хотя бы повода для самооправдания. Сама мысль о том, что надо бы успокоиться, перестать себя мучить - будет казаться кощунственной.
Reply
Почему? С одной стороны : не простила себя. С другой стороны : дышу, думаю и делаю, то, что может как-то исправить ситуацию
Reply
Разумеется, как и всюду, тут всё сводится к определению - мы с вами можем вкладывать разные смыслы в словосочетание "не могу простить себя". Давайте возьмем за основу более очевидную ситуацию, когда мы не можем простить другого человека. Наверняка, в этом случае мы постараемся от такого человека дистанцироваться. И если обстоятельства вынуждают нас находиться с ним рядом 24/7 - мы приложим максимум усилий, чтобы либо преодолеть эти обстоятельства, либо - простить. В случае с непрощением себя, это будет означать метания между самосаботажем и самооправданием. Параллельно с этим можно "дышать, думать и делать, то, что может как-то исправить ситуацию" - но качество жизни и эффективность усилий по понятным причинам существенно снизятся.
Конечно, можно сказать, что "не могу простить себя" - это особый случай, и от этого мы не будем испытывать постоянного дискомфорта от соседства с собой. Но тогда нужно ввести определение того, чем непростительный поступок отличается от ошибочного. Если разницы нет, то имеет смысл отказаться самого понятия. ( ... )
Reply
Leave a comment