Цена начального образования

Aug 07, 2023 00:13

Об этом почти ничего нельзя найти. Тема огромная: раннее обучение письму и счету влияет на очень многие процессы в человеке. Я сейчас скажу о самом тривиальном и лежащем на поверхности - это должно было бы быть азбучным, но поскольку люди практически не думают в эту сторону, даже самые первые следствия не проговорены.

То, чем отличается ребенок-дошкольник, ребенок до 7 лет - это очень живое и яркое воображение. Затем, с годами, эта живая сила воображения естественным образом ослабевает, и постепенно воображение становится "обычным", как у всех, слабым. Раннее (современное, начинающееся с 7 лет) школьное образование, воздействуя обучением письму и счету, уменьшает эту силу воображения (формализация, следование шаблонам и пр.). Она ослабевает и гаснет раньше, чем могла бы угаснуть без этого раннего образования.

В результате происходят не только количественные, но и качественные изменения. Некоторые прцессы не встречаются друг с другом. После 10-12 лет начинает вырабатываться то, что можно назвать силой суждения. Люди обучаются работать с понятиями, соединять их, строить заключения, создавать собственные понятия. Это естественный процесс. Если бы не было раннего школьного образования, живая сила воображения, присущая ребенку, встречалась бы с этой силой суждения и образования понятий, и люди в целом умели бы подступать к образованию понятий с силой воображения. Это дает определенный навык - для простоты назовем "навык воображения понятий", навык наблюдения за жизнью понятий. Тем самым распространение раннего начального образования, которое сейчас почти всемирно, приводит к тому, что культура человечества лишается навыка образования понятий, под которым подразумевается данном случае умение внести силу воображения в жизнь понятий. Понятия взаимодействуют вне воображения, в рамках формальных правил ("логика", на самом деле там еще много чего, например грамматика, но то формализмы), и это крайне обедняет возможности понятийного мышления.

Понятны многочисленные оговорки - которые ничего не меняют, просто люди настолько разучились думать, что приходится это оговаривать. Итак, оговорки: конечно, есть разнообразие личностей, одни обладают большей способностью к воображению, другие меньшей, так что некоторые люди все же, даже в условиях пресса образования, немного совмещают воображение и понятия. Существуют различия в социальных условиях, образование не везде одинаковое, во многих местах оно "плохое", так что это соединение воображения с жизнью понятий происходит несколько чаще. И так далее - вариации тут очень многочисленны, но не отменяют основного тезиса. А именно: с развитием начального школьного образования как всепланетной составляющей культуры, культуры человечества, люди создали культуру, обладающую лишь малым доступом к навыку воображения понятий. Следствия - бесчисленны, это проявляется попросту везде. Это привычно, и большинство людей считают, что нынешнее состояние способностей человечества - это "нормально", "естественно", так всегда и не может быть иначе.

При этом я ничего не говорю об "отмене" раннего образования. Легко понять, что очень многое в нашей культуре держится именно на раннем обучении письму и счету, причем с каждым десятилетием всё больше - специализация заставляет развивать всё более раннее образование, и сейчас даже считается, что те, кто идет в школу, не умея писать и считать - уже отстали. На длинной перспективе их обгонят в карьере те дети, которые учились писать и считать в пять лет или даже раньше. Тем самым перевод ребенка на траекторию образования с более поздним вхождением в мир письма и счета - это сильнейшее воздействие в сторону социальной неуспешности и карьерной недостаточности, на что готовы пойти лишь немногие родители. Помимо этого, ясно, что просто лишение ребенка счета и письма до, например, 10-12 лет - само по себе - даст очень мало прогнозируемый эффект. Говоря попросту - никакие "силы воображения" сами по себе не делают человека высоко развитым, это время легко пролениться и потратить, например, на просмотр видеороликов и фильмов или болтовню по телефону. Так что просто откладывание образования на более поздние времена не дает никакого существенного выигрыша - то есть временем, когда еще работает большая сила воображения, надо уметь воспользоваться, а в нашей культуре этого не умеют.

Поэтому речь не идет о каком-то поспешном и весьма глупом предложении "образовательной реформы". Это всего лишь рассуждение о цене - начальное образование, которое можно назвать "ранним", хотя оно повсеместно принято и сейчас более чем обычно - имеет свою цену для культуры человечества и формирования отдельного человека, в последние века люди развиваются не так, как до этого, начальное образование имеет цену - какие-то возможности уменьшены или закрываются. И - как мне кажется - эту цену надо знать. Не в том дело, чтобы легкомысленно не учить ребенка счету или не отдавать в школу, а чтобы понимать цену вопроса и - может быть - дальше подумать: а что можно сделать в нынешних социальных условиях, чтобы компенсировать калечащие влияния раннего начального образования? (каллиграфия? рисунки букв место трафарета? осмысленные символы как предбуквенные знаки? определенные двигательные комплексы в игре, приводящие к развитию воображения... там много чего можно предложить)

Я уж не говорю о том, чтобы подумать и о других следствиях начального образования, а потом замахнуться на мысли по поводу среднего и высшего.

alchemical notes, education2

Previous post Next post
Up