Видео и текст

Jul 16, 2023 00:22

Сейчас время большого перехода от текстов к видеоформату. Не так важно, как именно представлен этот формат видео - фильм, сериал, игра, аниме... Это уже детали. Самыми разными способами видео становится предпочитаемым источником информации. Видеолекции, уроки, шоу, учебники... Не счесть.

В очередной раз пытаясь заставить себя посмотреть фильм, задумался, отчего же мне так несимпатичен видеоформат. Получилось не так просто.

Видео предполагает пассивное восприятие, очень многое уже предопределено и вдавливается в зрителя. Мне более по душе активная позиция, предполагаемая текстом. Упрощенно говоря, при чтении текста я сам воображаю видео - так, как считаю нужным, по своему вкусу, а в видеоформате это сделано за меня.

Полагаю, многим в видео именно это и нравится. За них сделана работа жевания - все уже придумано, актеры и режиссеры потратили силы, вдавились своими лицами, интонациями и образами и диктуют, что будет в восприятии - знай глотай. И потому для многих текст слишком тяжел - сырая пища. А видео - вареная. Жареная. И напротив, я уже привык делать эту работу сам и "активная еда", которая сама лезет в рот и сама, сокращаясь, проталкивается по пищеводу внутрь - не нравится.

В результате я сравнительно мало разборчив к текстам и готов читать очень разное. Я, так сказать, сам справлюсь, решу, что мне делать с текстом, несовершенным таким-то и таким образом. А вот в смысле видеоформата я оказываюсь очень придирчив - стоит в меня полезть вот такому, и такому, а тем более этакому - и я уже не согласен это принимать. Зондирование желудка не является моим любимым спортом.

С другой стороны, это всего лишь мои вкусы. Ведь был уже переход от активности к пассивности - с появлением письменности. До того сообщения были речью, человек против человека. В речи говорящий активен и "усыпляет", подавляет слушающего. Затем следует ответ - обмен активных позиций. Переход к письменному тексту - это переход к очень пассивному носителю информации. Вместо активно говорящего человека - текст. Слушающий много более подавлен, чем читатель: чтение оставляет больше возможностей активного восприятия, то есть текст более пассивный источник, чем речь, но восприятие информации через текст более активно. При переходе к видео идет обратный поворот: снова появляется активный источник, подразумевающий пассивное восприятие.

Думаю, подразумевается, что это не просто возвращение прежнего. Наверное, следует развить активность восприятия настолько, чтобы появилась возможность активного восприятия видео. Как? Альтернативные воображаемые варианты, котрые опытный зритель видит одновременно с фильмом? Вопреки реальному фильму простраиваемые альтернативные сюжеты, варианты, герои? При этом в режиме реального времени - не после фильма его обдумать и вообразить нечто по мотивам, а прямо во время просмотра видеть несколько сплетающихся лент образов? Нет?

Самое трудное, конечно - заменить людей. Говорящий человек обычно себе нравится, он вместо реально произнесенного слышит свое токование иначе, чем слушатель, для него это песнь сирен - сильная, убедительная, влекущая. То есть вот я смотрю видеоролик с некой лекцией, лектор, прокашиваясь и запинаясь, что-то там изображает, пытается голосом изобразить заинтересованную интонацию, слегка кокетничает, скучает, иногда огорчается - а я должен мысленно стереть этого человека и создать на его месте какую-то другую личность... или этого же человека в более адекватном состоянии? Не будучи с ним знакомым, тем не менее "воскресить" настоящую личность лектора, в жизни не проявившуюся?

Если это кажется непосильным, - как мыслить тогда переход от активного текста к пассивному видеоформату?


(c) zh3l

culture2, tech

Previous post Next post
Up