Разоблачительное

Mar 31, 2023 00:06

Я тут написал про Марти Сью, про мечты русских фантастов о себе-любимых и о том, какой человек у них встает со страниц, потягиваясь и примериваясь.

Из текста моего можно заключить, что я гораздо лучше и умнее этого персонажа. Это явление кажимости - я бы назвал его "эффектом аналитика". Когда я произвожу сравнение и выдаю результат, у того, кто результат рассматривает и оценивает, может возникнуть впечатление, что автор аналитики на уровень выше, чем то, что он анализирует. Раз он так свысока, бесстрастно и наблюдательно говорит, скажем, о неграмотности в искусствах, то сам-то аналитик, разумеется, превзошел всё.

Чтобы избавиться от эффекта аналитика, можно пройтись по характеристике "человека русской мечты" и сравнить со мной. Подряд - как я про него написал, можно написать про меня.

Я человек непрактический, мне интересна теория, а "дело" и "результат" - нет. Увы. К силовым структурам никакого отношения не имею ни сам, ни через родственные/дружеские связи. Вырос в небогатой семье "инженера" - так будет понятно. Лишнего не было, в блат не умели, но не голодали. Я часто болел, мама не работала, так что трое жили на папину инженерскую зарплату, подработок у него не было - так что "сто рублей в месяц". Иногда мама совершала очередное чудо экономии и покупала папе сто грамм дешевой карамели - он очень любил конфеты и вообще любое сладкое. Но это было не каждый месяц. Я сладкого совсем не любил и потому конкуренции папе не составлял. В единоборства не умею, дрался только в юности и в основном получал. Впрочем, там особая история - школьная травля... Тут бы всякий получил.

Наверное, атеист. То есть внутри я могу отследить то ничтожное расстояние, которое меня отделяет от атеистической позиции моей молодости, но по общей культуре, по обычным своим реакциям - конечно, атеист. То, что названо "трансцендентным", вызывает интерес, но сам я это едва ощущаю в нечастые моменты, а чужим рассказам доверяю мало.

К этикету и "вежеству" отношусь спокойно, поскольку не использую, не сталкивался. Жизнь сложилась так, что я едва краем задел круги, где это хоть в какой-то мере практикуется. Так что не комплексую просто потому, что мне это не надо. Подозреваю, что если бы меня кто-то стал грузить сложными правилами поведения в каком-то "свете", я бы раздражался. Собственно, когда я тем самым краем попадал в те круги, где важно уметь себя вести - ощущал неприятные усмешки по поводу моего неумения.

Ну, к ученым я отношусь спокойно и без комплексов, это понятно. Просто потому, что видел всяких и запас удивления у меня иссяк десятки лет назад.

К дворянам равнодушен. Сам к ним не принадлежу. В семье была легенда, что прадедушка был дворянином. Мама рассказывала... Проверил - он был лесничим какого-то (забыл сейчас) ранга и по этому чину был личным дворянином, по наследству это не передавалось. Этот прадедушка был расстрелян революционным матросом... на глазах у семьи. Там было девять детей... Я когда-то что-то такое себе думал про этого матроса, а когда стал искать, выяснил, что года через два после того матроса красные и расстреляли - за бандитизм, грубо говоря. Так что к дворянам никакого отношения не имею, но и комплексов по этому поводу тоже нет. Наверное, правильно будет сказать, что внутренне я не понимаю, отчего к этой характеристике - "дворянство" - надо относиться иначе, чем к указанию на цвет волос.

Щедрым себя назвать не могу, потому что обычно всего было мало, никакого "крупного хапка" не бывало и проявлять щедрость не на что. Так что не щедрый, обычный, наверное. Вряд ли особенно скупой. Судить трудно, поскольку денег у меня всю жизнь вроде как не было - семья же, какие у меня деньги. Многое делаю бесплатно, но отчего-то уверен, что сейчас это не входит в понятие "щедрости", это просто нормально. Судя по тому, что заработками занимался только законными, к смелости описанного в том посте героя я отношения не имею. Не умею торговаться, не умею ни покупать, ни продавать. С деньгами отношения у меня самые примитивные: просто живу на зарплату. Ни спекуляций, ни игры на бирже и пр.

Стратегия выживания совершенно не как у того героя. Никаких подвигов выживанства. Дом не построю. Моя стратегия - очень обычная, насколько я понимаю, для России: снижаю потребности. Протягиваю ножки по одежке. Если денег перестает хватать - надо от чего-то отказаться. Например, я когда-то страстно любил книги и "всю жизнь" их покупал на все свободные деньги. Домашняя библиотека - более 10000 книг. Была. Покупал, читал, покупал... А с 1989... Я с этого года больше никогда книг не покупал. Ну и прочее в том же духе.

Насчет моды - боюсь, что в отличие от героя я никакой. То, что продается, мне совсем не нравится, тратить силы и деньги и пытаться отыскать что-то, что понравилось - ленюсь. Поэтому хожу в чем есть, не обращая внимания. Никаких собственных вымечтанных вкусов у меня нет.

Добрым себя назвать не могу. Полагаю, что такая характеристика - это очень высокая оценка человека, а я слишком малоресурсный и раздражительный, чтобы называться добрым.

Вкусы в искусстве... Боюсь, никаких - как и у того героя. Когда-то меня водил один знакомый, читал мне экскурсии по архитектуре, но мне больше запомнились разговоры с ним, чем сама архитектура. В живописи и скульптуре я, как и герой, не понимаю ничего. В музыке нем, тут нечего сказать. Иногда что-то затрагивает, но высловить это или понять, где еще "такое" - не могу. Кстати... Интересный эффект рекомендаций. Соцсети и ЖЖ набиты рекомендациями. Очень интересные и явно разбирающиеся люди готовы любезно дать ссылки на массу чего угодно. Классическая музыка, духовная, XIX, ХХ века. Блюз, джаз, современность - что угодно. С любой детализацией. Моё впечатление: удивительно. Я вижу, что человек очень умный, интересный и в этом, рекомендуемом, разбирается. Слушаю то, что он рекомендует - мягко говоря: не для меня. Знатоки просто исходят эпитетами - чудо, потрясающе, единственный раз за век... Я понял: нет, я ничего не понимаю в музыке. Лучше я тихо буду слушать то, что душа принимает, и не буду надеяться на рекомендации. Наверное, мой вкус столь неразвит, что я просто не могу дотянуться даже до самых понятных и выдающихся образцов.

Бытовые привычки практически как у описанного героя. В общем, неприхотлив. Не пью. Курить... тут история удивительная. Сам я рассматриваю ее как чудо. В жизни я видел не так много чудес, и одно из них - как я бросил курить. Сколько лет прошло, а я как вспомню, так заново удивляюсь. - Не курю. В качалку не ходил и ходить не собираюсь. Наверное, правильно будет сказать, что я - болтун. Еще с детства. Но со временем заткнулся. На корточках с детства не могу сидеть - дико болят ноги. Строение такое, наверное, неподходящее.

Мне кажется, я очень сильно отличаюсь от того героя, но не как "хорошо" и "плохо", не тем отличаюсь, что лучше. По уровню я, видимо, совершенно такой же, как он. Просто другой человек. Нет тяги подраться, порыбачить и повозиться с машиной - ну и получается совсем иной тип.

К спасению России непригоден.

Я получился унылым и неприятным человеком. Что делать - специфика задачи. Характеризовал себя по пунктам, для меня не значимым, которые были выбраны под другого персонажа, а у меня по ним в основном прочерк. Что же это за тип, к которому отношусь и я?

За редчайшим исключением все практические и деятельные люди сегодня работают на общую цель - уничтожение планеты. Разными способами и с разных сторон, конечно, - в противоречивом единстве. Если присмотреться, - кто разлагает старательно дух, кто природу, кто цивилизацию, все при деле. Гордятся успехами, видят плоды жизни. Думаю - мой тип для надобностей самых разных выдающихся практических деятельных людей бесполезен, не пригоден. Ну куда его присобачить?.. Этот тип разве только в сторону отбросить, никак его не удается встроить в единый мощный поток деятельного разрушения. Надеюсь, там, на обочине, об нас никто не споткнется и не расшибется.




psychology4, sociology7

Previous post Next post
Up