Местные литературные жанры

Sep 08, 2022 00:23

Интересно - какие. Например, популярен в России жанр попаданцев. Хотя и не только в России - жанр исэкай весьма распространен в Японии. Но всё же - чрезвычайная популярность попаданцев в России очень заметна. Бояр-аниме - как я понимаю, именно русский жанр.

И вот интересно, можно ли насобирать некую коллекцию таких жанров размером в одну культуру. Скажем, "английский детектив" - давно уже не английский, хотя, разумеется, происхождение жанра детектива из англосаксонской традиции - очень значимо. В прошлом-позапрошлом веке было важно, что детектив - именно английский. Но не сейчас.

Вот бы примеров - какие сейчас есть жанры, чтобы только (преимущественно) в одной культуре. Кажется, это должно данную культуру очень существенно характеризовать. Как когда-то английская культура очень четко охарактеризована детективом (культура тайны).

Есть много жанров фанфиков, которых я совершенно не представляю. В общем, мне не удается это представить. Я бы ожидал собственных, местных жанров в польской культуре, немецкой, испанской. А вдруг там - такие же яркие маркеры?

Вот пример: "В Польше при этом отсутствуют целые жанры, популярные в других странах. Здесь почти нет женского романтического фэнтези, немногим лучше обстоят дела с альтернативной историей. По словам эксперта по польской фантастике Павла Лауданьского, «несколько лет назад в стране наделали шума несколько «компенсирующих» романов о том, как вмешательство отдельных солдат или целых подразделений современной польской армии меняло ход Второй мировой войны», но развития эта тема не получила и со временем заглохла." https://dtf.ru/read/91615-ne-tolko-vedmak-gid-po-polskoy-fantastike-i-fentezi
Представляете? Без попаданцев, альтхистори и без женского фэнтези. Это вообще как? Но, конечно, интересней всего - почему?

В Испании, говорят, сейчас всплеск сверхмалых жанров: притчи, сказки, анекдоты. https://cyberleninka.ru/article/n/zhanrovaya-spetsifika-noveyshey-ispanskoy-maloy-prozy-mezhdu-anekdotom-i-paremiey/viewer http://www2.rsuh.ru/binary/object_16.1425554195.40187.pdf

Япония? Ранобэ и манга - это уже давно. Как я понимаю, очень много политической сатиры и вообще литературных игр вокруг политики. Это обычно многоэтажные произведения, где политика - только один слой, автор увлеченно играет, например, в феминизм и одновременно против него. Но не видел сопоставления системы жанров - привычных в Японии и, скажем, в России, или в Европе. Чего нет в Японии? Если в Польше нет женского фэнтези - мне страшно подумать, чего нет в Японии.

В немецкой литературе игра - это грех, постмодернистские игры вытесняются, теряют популярность, спрос на камерные истории о неком одиночке, который выстраивает свой мир. Истории "скучные" и серьезные. https://pandia.ru/text/78/055/13333.php

В английской литературе, конечно, есть "всё". Но, говорят, есть довольно новые поджанры детектива - cozy mystery, furry sleuth или, например, elfpunk внутри городского фэнтези. Или вот ecological horror. Очень развит исторический роман.

Конечно, к этому бы добавить такие же жанры из науки - локальные тематики, отображающиеся лишь в локальной, национальной науке. При этом, разумеется, не "лженауку", не ошибки. Но, увы, это тема крайне тяжела, её, вероятно, не поднять.

Набор жанров, который кажется всемирным и "естественным", в каждой культуре образует собственный рисунок. То есть интересно бы сопоставить местные жанры разных культурных регионов. Мне кажется, это сообщало бы нечто весьма важное.


(c) zh3l

books6, literature2

Previous post Next post
Up