Когда люди говорят о своих мотивах - и говорят искренне - у меня возникают некоторые сомнения. Например, человек поддерживает или отказывается поддерживать, или говорит о мотивах существенных решений, повернувших его жизнь. Он искренен, то есть говорит, что думает. А я сомневаюсь, потому что мне все время кажется, что он неверно определяет собственные границы, и потому говорит не о себе.
Много раз слышал: человек искренне, отказываясь притворяться, говорит о себе нечто. Неприятное. И объясняет: да, я такой. А что ты хочешь? Все такие. Мы же, по сути (одни говорят: животные. Другие говорят: биологические компьютеры). И вот, поскольку мы по сути вот это, искренним будет признать истинную свою природу и честно заявить о ней. Да, я это сделал, потому что мне плевать вот на это, мне важнее мои интересы, и потому вот так. И человек с милой улыбкой, чистой улыбкой честного человека, говорит: да, я сволочь. Да, ты же знаешь, я расчетливая мразь. Да, человек такая тварь... И вот, мол, потому я совершил то, что совершил, и потому у меня такие взгляды.
Одни полагают спасение во внешнем. Внутри у нас нет ничего, кроме тупого зверя, желающего жрать и трахаться, и потому мы не можем опираться на внутреннее. Следует опираться на объективные законы материального мира. Мы люди, поскольку мы разумно используем законы материального. Если же мы идем другим путем, мы становимся субъективными и нами играют не осознаваемые нами влечения, мы оказываемся всего лишь извращенными животными.
Другие полагают спасение во внутреннем. Внутри у нас живет целый мир различных сил, с которыми мы можем выстраивать разнообразные отношения. Там есть прекрасное и ужасное, злое и милосердное. А во внешнем мире царствуют всего лишь внешние условности, скучные бытовые заботы, в которых мы оказываемся рабами - принудительных законов и чужих интересов, там нет места свободному разумному существу.
Те и другие правы. Человек - существо границы, он человек, пока находится на границе этих миров. И внутри, и вовне находятся нечеловеческие силы, это вне границ человека, и двигаясь глубоко вовнутрь или далеко наружу, мы просто теряем себя и становимся игрушками нечеловеческих сил.
Нельзя найти себя, погружаясь внутрь или двигаясь наружу. Ни во внутренних импульсах, поднимающихся к сознанию, ни во внешних условиях, ставящих пределы действию, нет ничего, что можно было бы назвать своим основанием. Человеку следует утверждать себя, действуя на границе внутреннего и внешнего, сохраняя баланс и не падая ни во внутреннюю бездну, ни во внешнюю.
И пока человек признает, что его заставили внешние обстоятельства или им овладело внутреннее стремление неодолимой силы - он не искренен. Шаг к искренности можно сделать, спросив себя, почему внешние обстоятельства не были обойдены или почему не поставлена преграда внутреннему стремлению.
(c)
zh3l