Сеттинги

Jun 04, 2021 07:36

Есть такая мысль: в отличие от прежней литературы, сейчас создаются не характеры, не сюжеты, а сеттинги, происходит сотворение миров. То есть герой лучше бы был не очень тошнотворный (в очень многих произведениях главный герой совершенно невыносим - поскольку сквозь него немилосердно просвечивает автор), а так - всё равно. Главное - мир. Мир Поттера. Мир Наруто. Мир бояръ-аниме. И многие другие миры, где даже в целом и не так важно, что конкретно делается и какие там крутятся сюжеты. Важнее само мироустройство. И авторы теперь не людей-героев придумывают, а занимаются творением миров.

И тут очень интересно смотреть, какие миры создаются; какие становятся популярными и имеют большой успех; какие не создаются. В этих сказках выговаривает себя время. Можно смотреть, как сами авторы для себя объясняют устройство своих миров, что им кажется неправдоподобным (...так вот, вариант, что нас спасут инопланетяне - правдоподобный...). Как они мыслят себе "всякое чудесное": сейчас это магия, и дело совершенно не в том, есть магия или нету, а в том, как о ней думают. Мечты ведь точнее определяют человека, чем реальные его обстоятельства.

Можно ли сказать, как характеризуют популярные сеттинги - наше время, читателей, литературу?

Чтобы начать, напомню несколько сеттингов - думаю, сразу для многих вспомнится: а как же?.. да их еще...! и вот же - ну как можно забыть! Так что, помимо названных, многим в голову тут же придут еще несколько. И тогда - может быть, можно ответить, что же сообщает то, что вот эти миры люди с любовью творят, а другие они старательно не творят.

Огромная эпопея Васильева: Андрей Васильев Ученики Ворона. Длинная кровавая война - простые люди против магов. Важно развитие характера главного героя. То, насколько обстоятельства меняют человека и насколько не меняют.

Огромная эпопея Сергея Кускова Золотая планета. Накручено всё: интриги, боевка, отношения планет... Там есть важная идея, даже сквозная, хотя роман много больше этой идеи. Там правительница-королева создает генетически модифицированного ребенка (главный герой книги), чтобы он победил всех врагов и вывел планету из тупика - королева не имеет для этого возможностей, это нерешаемая задача, и она создает "сверхправителя", чтобы он справился. При этом делает его сыном проститутки, опускает в нижние слои общества - чтобы "сам" поднялся, ему не помогают. Это, как понятно, сюжетный тип "Золушка". Этот "супер" - довольно обычный парень, его особое умение сказывается в том, что он рассказывает сказки, меняющие людей и постепенно меняющие путь планеты. Сказки - это форма существования идей, и он постепенно переплавляет тех, кто его слушает. Я не уверен, что автор справился с задачей, приключенческую линию он отработал крайне старательно, а эту - с душой, но не всё получилось.

Огромная эпопея Николая Метельского Унесенный ветром. Попаданец в японского школьника. Супермен, боевка, мир демонов, магия и кланы, все дела. Сюжет типа "Золушка", старт почти без ресурса. Герой побеждает мир упорством, планированием, интеллектом, наукой. Если в мире Юдковского (Гарри Поттер и методы рационального мышления) интеллект отравлен паранойей и мне читать противно, там очень злой интеллект, тошнотворный, на мой взгляд, то здесь - примерно тот же разворот (рацио, наука, в космос) делается теплее, с инженерным изобретательским духом. Очень много интриг и выстраивания социальных отношений, так сказать социальная инженерия. Основной блок этого кирпича из 7 романов - соединение циничной рациональности с попытками человечности, насколько это возможно. Итог не слишком утешительный, но всё же автор много раз проворачивает идею: добро рационально, это не "житейская глупость", а очень продуктивная стратегия.

Огромная эпопея Сергея Плотникова Паутина света. Гаремная манга, в конце с выраженной советофилией. Примерно то же, что с Метельским; герой выстраивает отношения с нелюдьми и людьми, умудряясь держать смысл и тепло во вполне циничном мире. Тут примерно как у раннего Макса Фрая: теплая атмосфера "мы в домике" и "я самый красивый", прочий марти сью - но это, собственно, топливо, которым автор кормит себя и читателя, чтобы пытаться развернуть свои идеи. Идеи лучше смотреть в тепле, а не в холоде, и марти сью вполне можно потерпеть. Помимо приключений, автор пытался показать, что человеческие отношения можно выстраивать с нечеловеческими сущностями - собственно, это основная проблема общения двух современных индивидов. Из внятных и легко видимых рецептов автор использует знаменитое "каждого зверя надо кормить тем, что он ест" - не переделывайте партнера, дайте ему быть собой. Ограничения у автора тоже очевидны - гарем же, он может показать тепло и принятие относительно персонажа другого пола, но вот выстроить отношения с тем же полом - этого вынести главгерой не может.

________________
Таких миров множество, это - отечественные, а так-то - тысячи миров созданы, именно поэтому расцветают фанфики. Если создаются миры, чтобы в них приятно было жить, интересно, осмысленно, то разные авторы поселяют своих героев в том или ином мире. Вот и фэндом.
Значит, люди ищут в сотворенных мирах красоты и смысла. Значит, можно сопоставлять и сравнивать миры. Что в них есть, в отличие от реальности? Чего нет?
Я мало что могу различить. Разве что ну совсем очевидные вещи. Миры твердой НФ рухнули, потому что там создавались миры онтологические, игра шла в законы природы, и среднекартонные герои отличались тем, в какой физике им приходилось наматывать немудреные свои приключения. А в современных мирах физика не нужна. Недаром жанр попаданцев - сами условия таковы, что "всё как у нас". А что отличается? Во что играют строители миров? В социальность. Создаваемые миры отличаются прежде всего попытками поймать, когда социальность такова, чтобы жить имело смысл.

А вы что видите в современном создании миров? Наверное, сравнивать героев смысла нет, выживальщики Марти Сью, а вот миры... Как с вашей точки зрения, что можно сказать о смысле, к которому стремятся люди, глядя на популярные сеттинги?

literature3

Previous post Next post
Up