Хикки

Sep 27, 2020 06:18

Насколько я понимаю, их число растет. Это уже не "японское извращение", а печальная обыденность. Парни и девушки живут с родителями до 40+, потом... так. Низкие потребности, готовы жить на гроши, из комнаты предпочитают не выходить, все время в сети. Социальные контакты устремлены к нулю, работа то есть то нет.

Что в этом плохого? Ну... Родители беспокоятся. Хикикомори... Говорят, зависимость от интернета.
Отрицательные черты интернета:
- снижение разнообразия мира. Всё, что представлено в сети, искажается в сторону снижения разнообразия ("зачем нам два Амазона?"). Снижение разнообразия - штука острая, редуцирует сложность субъектов, обитающих в менее разнообразном мире.
- искажение реальности. Представленное в сети - "то же самое" только для неразвитых чувств. Если поинтересоваться, как отображается цвет на мониторе (и тем самым - можно ли в сети увидеть картины великих мастеров), деталями записи mp3 (и тем самым - возможностью услышать...) - можно понять: то, что в сети видно и слышно - не картины и не музыка. Это что-то иное, что привычно называть старыми словами, которые на деле относятся не к этим подделкам. То есть в сети имеют дело с ложной реальностью, там не те тексты (филологи могут сказать, чем хуже сетевой текст - бумажного, не "ламповостью", отличия в копировании ошибок). То есть кажется, что в сети "информация о реальных объектах" - но лишь для неразвитых чувств и ума. Причем, оставаясь в этой среде, развитых чувств уже и не получить. Приучившись видеть RGB, труднее выучиться воспринимать реальный объем цвета, возникает ложная тождественность: реальность уподобляется несовершенной копии. Уже случилось, я уже говорил с человеком, который не отличал контактов сетевых и реальных. Он сказал, что за последнее время тесно общался с более чем десятком девушек. До того он упомянул, что чуть не год не выходил из дома. Я удивился - а оказалось, что связь через планшет и есть его контакт с девушкой. Тесный. Причем понять, в чем разница, - трудно: особенно изнутри этого состояния.
- еще обычно называют распад социальных связей и социофобию. Тут мне трудно - я не очень понимаю, чем хорошо иметь социальные связи ради самих связей. Видимо, в этом месте надо сказать примерно так: если не общаться в реальности, то "настоящие" отношения с настоящими людьми так и не возникнут, не будет ни настоящей музыки, ни настоящих людей. Но все же надо помнить: а с социальными ролями и так общаться смысла нет, так что эта социальная изоляция... не знаю, насколько это недостаток.

Но, конечно, есть и положительные - всё на расстоянии клика, богатый спектр возможностей и пр. Развлечения самые разные.

Я пытался понять, - что это такое? хикки?


(C) zh3l

У меня варианты: современный вид лишних людей. Очень многие социальные системы продуцируют регулярным образом этих лишних. Начиная с кризиса перепроизводства образованных - ваганты в средние века, и до... до всего прочего. Они всегда есть, лишние. Называются по-разному, облик меняется. Может быть, хикии - это лишние люди современности? Тогда, чтобы их понять, можно вспомнить типы прошлых лишних, вспомнить, какой была судьба того или иного типа.

Еще вариант: вид богатых бездельников. Как были рантье... Не то чтобы хикки очень богаты, но просто можно с голоду не помереть и крыша есть, минимум получен - а в прочем живут как живут, потребляя доступные развлечения. Никто ж не спрашивает, отчего были рантье - считалось очень хорошей судьбой, люди стремились сделать карьеру и стать рантье, жить в свое удовольствие, не работать. Теперь это доступно сразу, без той же работы, уровень пониже, а так... отчего бы и не рантье. Или, скажем: встречал людей, которые очень ждали пенсии. Чтобы можно было не работать и был минимальный доход. Таких видел при СССР - тогда пенсии были малы, но хоть как-то позволяли жить... А тут - как бы смолоду пенсионер. Общее: жить только посильными развлечениями, не работая и не заботясь. Вполне такое понятное желание. Важно, что в прежних системах такая жизнь считалась положительным идеалом. Человек получает досуг, он может, не подвергая себя унизительной работе, отдаться раскрытию своих способностей, отдыху и сладостному ничегонеделанию. Прежде считали это счастьем. Сейчас окружающие обеспокоены судьбой счастливцев. Почему?

Другой вариант: отшельники. Есть времена, когда в моде те или иные аскетические практики. А тут удобное такое отшельничество - с развлечениями, не скучное. При таком объяснении упор не на "обеспеченность" хикки, а на ограниченность их потребностей, готовность пожертвовать многими удобствами. Опять, во многих обществах отшельничество воспринималось как чрезвычайно положительный идеал, почему тогда к отшельникам-хикки настороженно-болезненное отношение?

Вариант: одиночество. Яркие индивидуальности обречены на одиночество, говорят даже, что одиночество - маркер индивидуальности. Может быть, первичен в хикки именно отказ от поверхностных и ненужных социальных связей, а вторично - прочий антураж, сидение за компом, неработа... Тут главное, в этом варианте - современный социум с одной стороны позволяет быть таким, с другой - очень уж он призрачен. Социальные связи сейчас такие, что людей за ними и не увидать. И вот люди выбирают честное одиночество - предпочитают призрачным "реальным" друзьям. Если для хикки характерно не безделье, не бесконечный досуг, не отшельничество, а именно одиночество - это совсем иначе рисует этот тип. Тогда следует ли ожидать от каждого хикки яркой индивидуальности?

И еще вариант. Слабость личности. Выводят из состояния хикки, развивая какой-либо сильный интерес. То есть интерес - это лекарство от образа жизни хикикомори, интересом лечат. Это значит, что, сидя сутками в сети и "увлеченно" играя - человек интереса не имеет. Своего. Его ведет чужой интерес, в индустрии развлечений удается ухватить человека и подсадить на какое-то занятие. Это не личный интерес игрока, а интерес тех, кто создает крючки в сети. А самому развить интерес - у хикки не хватает сил. Не хватает сил для работы, для неприятностей жизни, для общения - для всего нет сил. Похоже?

Тогда это ситуация личностной слабости. Как же с этим в воспитании прежде справлялись? Не очень вспоминается. Кажется, что-то такое: начатое дело доводить до конца, даже в мелочах, ребенок должен привыкнуть преодолевать ...ммм... порывистость и доделывать начатое - раз уж взялся. Держать слово приучали. Распорядок дня и занятий - ритмика действий в сутках очень положительно действует на волю. Ну и прочее в том же духе. Кажется, если нет органических заболеваний, волю можно усиливать в воспитании и слабости избегать. То есть очень энергичный, живой, порывистый ребенок, который наряду с этими качествами склонен к безразмерному зависанию в сети и преевращению к хикикомори, должен лечиться тщательным доделыванием, завершением действий - и окружающие его должны с ранних лет демонстрировать примеры такого поведения, завершенности начатого, поведения, противоположного импульсивности и порывистости, должны сами вести себя с регулярностью, волевым образом преодолевая нарушения, которыми богата жизнь. Сильный человек ведет свой ритм, а не подчиняется сиюминутным обстоятельствам. В этом дело? в слабости?

Или это просто... "просто"? - обычная черта времени? Такой с необходимостью появляющийся социальный тип? Как бы тут спросить... В общем так: если, допустим, близкий родственник или ребенок друзей становится таким, становится хикки - что бы вы посоветовали или стали делать? Эту проблему можно решать? а у вас соблазн такого времяпрепровождения был? А как избавились?
Или вы такой и есть?

Что это за тип и почему близкие люди беспокоятся, если ты - хикки, а не радуются, например?

psychology4, net, sociology7

Previous post Next post
Up