Есть возраст, когда люди выходят из темноты. Потом, в конце, есть возраст, когда люди уходят в свет. А между ними - средний возраст. От последвадцати до послешестидесяти.
Оказывается, людям гораздо легче говорить о первом и третьем возрасте, и трудно о втором. Там нет структуры. На первом возрасте - странно называть его детством, это до 20-21 года, и даже позже - все биографы и автобиографы ликуют. Там очень четкая структура - всё в первый и раз и всё такое важное. Идет развитие и все время образуется и проявляется новое, и потом, из отдаления, - наполнено смыслом. Очень четкие структуры - вспомните, все эти блаженные описания тенистой мглы детства, потом привлекающая столь многих романтика 12-14 лет, потом эти ужасные и кошмарные, но невозобновимые годы после 14.
Про третий возраст - всё наоборот. Смыкая ряды, уменьшаясь в числе - об этом мало и совсем не так охотно пишут, об этом легче писать другим, если есть близкие. Когда идет антиразвитие, когда пропадают способности. Вот прежде палец гнулся - теперь уже нет, что там с суставом... Вот ноги перестали. Вот спина дала себя знать. Батюшки, а ведь я это помнил - и вот не помню уже. Ох, я же умел это думать - оказывается, не могу. А чувства? Ведь они были, я же помню, вот в этом самом месте были чувства - и что на здесь теперь? Это грустно, но там тоже структура: как стирается, разглаживается и молодеет строение, теряя складки, узлы и ребра, оставляя гладкие и неоформленные поверхности.
А посредине? Там царство внешних событий. "Со мной случилось...", "мне удалось воспользоваться...". Каша из вероятностей, случайностей, усилий - но структуру там разглядеть крайне трудно. Вот с кем-то знаком - а вот и нет его, оказывается, это было мимолетное знакомство. А вот длится работа - сколько лет длится - там есть что вспомнить? Кажется, это та же самая причина, по которой старые романы заканчивались свадьбой. Первый этап пройден - а второй как понять? Имеющиеся попытки повествования о людях в этом втором этапе, в середине - это сюжетизированные цепочки событий. Преступления, мщения, достижения. Это то, как складывался мир вокруг, и очень мало можно увидеть, что же в центре вихря событий, какие структуры есть в самом человеке. Хотя вроде бы все должно быть видно. Характер более не страдает юношеской неопределенностью, все свойства определились - четкие эмоциональные схемы, привычные способы мыслить и понятные волевые усилия. Но вместе не складывается. Все время сбивается в перечисление внешних и таких неважных танцев пылинок вокруг.
Что происходит внутри в середине жизни, в эти центральные сорок лет? какие там структуры?
(c)
zh3l