Полюс одиночества

Jun 17, 2019 10:14

Хармса арестовывали дважды; в 1932 году он был выслан в Курск, где провёл около года, но в конце концов благополучно вернулся. Он потом рассказывал мне, как пришёл домой после освобождения и всё не мог войти в дверь: от волнения почему-то натыкался на угол - "на верею", как он говорил, и попадал мимо двери.
https://antimeridiem.livejournal.com/938748.html

Мне тут рассказывали, что плохо сделанные виртуальные персонажи будут себя вести неадекватно - натыкаться на углы, пытаться пройти сквозь стену и пр. Однако разницы нет...

Недавний обмен мнениями выявил упрощение нашей социальной структуры, по крайней мере в отношении образования. Оказалось, что в старые времена, до революции (1917 г.), общество делилось на огромные массы малограмотного населения - преимущественно крестьян - и резко от них отличных граждан с высшим образованием, образованного класса. Этих образованных были единицы процентов - я не помню, сколько их там - 3 или 5%. Так что численно массы несоразмерны, но это два разных типа - образованные люди и необразованные.

А в современной ситуации по причинам роста напора тугой струи правды, льющейся на всех информации (по крайней мере эту причину уверенно выдвинули мои читатели) образование смыло. Больше нет деления на образованных и необразованных. Сохраняется лишь деление ситуаций. То есть встречаются ситуации, где один из участников что-то по делу знает, а другой - нет. Но это не деление людей, а деление ситуаций, люди же одинаковы - образованных больше не существует.

Тем самым в обществе произошел регресс - в самом точном смысле слова, произошло упрощение и потеря разом всех образованных людей. Дело не только в том, что исчезли образованные - важнее, что и сознание образованности исчезло. Если бы чудом среди малограмотных масс современных пользователей интернета оказался образованный человек, то просто не было бы возможности о том узнать. Это до революции распознавали, что есть образованные, был такой социальный тип, а сейчас массы не признают, что такое вообще возможно, и потому рассматривают возможность встречи с образованным человеком как менее вероятную, чем с ангелом. До ангела, наверное, можно докуриться, а образованного человека и с помощью химических средств не встретить. То есть, скажем, если среди ваших френдов есть некто, кого вы считаете образованным, то это не является социальным фактом - это всего лишь ваше мнение. А рядом другой юзер будет этого же человека считать фриком и спекулянтом, и у этого рядом-юзера найдется сто друзей, так что ваше одинокое мнение хорошо если лично вам удастся сохранить, но все равно выражать его вы поостережетесь.

И тут интересный момент. Вспомним дореволюционную ситуацию. Народные массы, если убрать заботы о хлебе насущном и стремление к достатку, мечтали о социальном равенстве. Это было такое вот состояние - мутное бурление людей по поводу общественного неравенства, и эти темные волны тогдашние образованные люди направляли на создание национальных государств, формирование понятия "нации" и на штурм несправедливых социальных порядков. Это с одной стороны - народ, в основном занятый проблемами выживания и достатка, и еще - чем-то подспудно недовольный, что находит выражение в поисках социальной справедливости. А что с другой стороны?

С другой стороны - одиночество. О нем проговариваются самые разные источники. Образованные люди страдали от одиночества. Скажем, возьму мысли Победоносцева. Он смотрит на училище для девиц духовного звания; там готовят добрых жен для сельских священников; Победоносцев говорит - да, надо усилить и умножить, потому что нет ничего важнее этих будущих священнических жен, потому что крестьянство в России учить и образовывать нормальным образом могут лишь сельские священники, потому что лишь они преданы правительству и пользуются доверием народа, и обладают для образования народа возможностями, если не они будут образовывать народ, случится беда, а сейчас эти сельские священники страшно быстро страшно опускаются от одиночества, присущего их профессии, и не могут исполнять роль народных учителей, и потому им надобны добрые жены, которые поддержали бы спивающихся батюшек, послужили б светом в оконце и придали священникам сил для несения своей важнейшей работы - должного народного образования. Уф.

Это всего один длинный ход мысли, от Победоносцева. Таких ходов было множество, и все знали: от одиночества и связанного с ним пьянства и впадения в ничтожество страдают сельские врачи, учителя... Это просто массовые профессии, а так если говорить - весь образованный класс был подвержен этой болезни. Те единички процентов сказывались - образованные люди были редки, каждый был одинок и страдал от этого своего изолированного состояния. Люди образованные были одиноки и не могли отыскать ценность и смысл жизни. Сами себе они были лишние.

И вот у нас два социальных полюса. Малообразованные люди помимо обычных и естественных забот о проживании заражаются недовольством социальной несправедливостью, образованные люди страдают от одиночества. Это было очень богатое на возможности развития противостояние. Тут тебе и букет движений за равенство - от феминизма с антиколониализмом до социалистических идей и до строения национальных государств. Тут и букет художественных направлений, и социальные движения типа хождения в народ, примерно в одно время проявившиеся что в России, что в Америке. Из напряжения между этими социальными типами очень многое выросло.

Прошло сто лет. Образованных людей больше нет, причем нет не только в качестве конкретных личностей - нет такого социального типа. Это вообще ни о чем - "образованный человек". Кто такой? Вот образованный, экскурсии у туристов ведет. Вот образованный, геолог, занимается мелким мебельным бизнесом, шкафы проектирует и сколачивает; а вот химик, по образованию химик, работает программистом; вот биолог, работает менеджером. И так далее... Вообще нет этого противопоставленного малообразованным и недостаточным интеллектуально людям типа - сейчас все образованные, все достаточные интеллектуально, второй полюс исчез. И при этом в возникших однородных народных массах чудесным образом сплелись душевные черты прежних социальных типов. Мутное, сопящее недоверие к окружающему, полное непонимание происходящего, готовность верить в любую дичь и сомнение в чем угодно - от одного полюса. И серое одиночество - от другого. Одинаково свойственны каждому.

Кажется, эта гомогенная масса должна разойтись по каким-то новым полюсам. Сейчас она расплывается по площади без существенной дифференциации - радужные разводы мод и увлечений не создают различий. Интересно, как разойдется на существенно различные части нынешнее население. (Что я бы советовал исключить из рассмотрения - так это вопросы богатства и власти. Пусть это будет другая тема; на деле там причина содержательнее, чем тематическое различие - на деле властные расхождения являются культурно-обусловленными, но разобраться в этой трудной материи не удастся. Поэтому вопрос не об "ух, они гады как себя ведут", не о делении по власти и богатству, а о делении культуры).

Кажется, новое расхождение будет не по поводу образования. Эту карту уже проиграли. Не будет, конечно, и никакой игры в "благородное одиночество". Сейчас все - малообразованные одиночества, причем часто не замечающие ни малости своего образования, ни груза своего одиночества. Каким же плодовитым на потенции дальнейшего развития различением обогатится общество?

Не предрешая ответа читателей, могу поделиться своими ожиданиями. Они у меня очень смутные, я не очень понимаю, что тут может быть. Но, насколько я могу видеть, сейчас назревает нехватка смысла. Молодые люди, едва выходящие из школ, которым по 18 лет, выпускники школ... Вглядываясь, вроде бы можно различить большую массу тех, кто устремлен на ускоренное прохождение по социальным рельсам - ну вот всё это, карьера-деньги (этих процентов 10-15), и вокруг них обкладка тех, кто не хочет вообще ничего, играть-замуж выйти или не выйти, а просто найти обеспечивающего человека (таких процентов 80). Эти ничегонехотяйки типа не составляют - они всегда есть и сообщают просто о том, что энергии сейчас у людей мало и они готовы опуститься на дно своей судьбы. Плыть нет сил. А второй полюс к десятку процентов карьерно и денежно озабоченных составляют те единицы - не знаю, сложатся ли они они хотя бы в процент - которые явно хотели бы отыскать какой-то смысл. Это совершенно не обязательно люди для религии, хотя многие, наверное, уйдут туда. Различение не по признаку наличие/отсутствие образования, а по признаку важности смысла. Хотя бы какого-нибудь. Мне бы казалось, разделение будет примерно по этой линии. Но я запросто могу ошибаться.
Тут интересно, какие дороги в море современной информации будут находить эти молодые люди, которым сейчас нет двадцати.

psychology4

Previous post Next post
Up