История с укрощением моего компьютера имела продолжение - он же пищал, ревел, выл и нудил, этого нельзя так оставить. Мой друг, поняв характер противостоящей харизмы, приехал с дистрибутивом вин10 на диске, на флешке и с внешним сиди. Со всеми возможными способами. И, взяв все эти способы разом, начал инсталлировать десятые окна разом со всего. И битых два часа мы не могли ничего достигнуть, инсталляция даже не начиналась. Дистрибутивы скрипели в сиди-дисках, тихо потрескивали на флешке, а ставиться отнюдь не желали. И совсем было нас победила харизма, все же два часа пустых хлопот..., но тут я выдвинул идею вставить флешку в другой разъем usb. Это оказалось радикальным средством, у харизмы от неожиданности не нашлось способа противодействия. Еще через три часа окна поставились. А что вы думали? никто не обещал, что будет легко.
Для разнообразия я опущу все диковинные взаимосвязи, которые сплетались и расплетались в попытках примирить видеоплату, материнку и периферию. Они попеременно фыркали, отказывались друг друга видеть... Дистрибутивы не ставились... Например, нужная мне визио с собственного ее сайта отказалась через полчаса скачивания дистрибутива размещаться на компьютере, где уже стоит офис, не признаваемый ею родным. Так и сказала - у вас на компе офис такой-то, а я - другая! Либо сносите тот офис, либо удаляйте меня, я с ним вместе на одном компе стоят не буду. И вот так практически каждый элемент нашего квеста. С характером. Единственный, чей характер не принимается во внимание - это пользователь.
Поставив десятку, всякий человек грустен.
В процессе многочасовой постановки всего и изучения ловушек, подготовленных техникой для наивных пользователей, произошло сразу многое. Заразное, конечно
Например, мне прислали книгу Беклемишева "Методология систематики", в старом варианте мира это называлось бы вторым изданием - книга была переверстана, сделана в fb2 и pdf, с новой обложкой и пр. Прежде такой вменяемой электронной версии в сети не было. Нет ее и сейчас. Как я понял, через месяц примерно появится на литресе. Это текст конца 20-х годов, впервые опубликованный в 90-е, рациональная концепция систематики на основе макроморфологических соображений - симметрии планов строения и т.п.
Мне прислали выложенный на ютубе ролик с давней дискуссией А. Раутиана и Н. Иорданского
https://www.youtube.com/watch?v=ZWlI0GUvWNs - беседа 2002 года об эволюции. Два крупных теоретика у Гордона обсуждают эволюцию. Я переслушивал этот ролик и пытался понять - что изменилось? Изменилось время, то, как думают эти люди, закладывалось полвека назад и даже раньше, и вот это крутится в виде ролика среди других роликов в 2019 году. Как теперь это слушается и слышится?
Click to view
А еще прислали сказки.
Как я понял, книги этой считай что нет - отпечатано 50 экз. "для пробы". Не знаю, что это означает и что пробует. Это детские сказки. Сейчас многие мои знакомые издают разным образом сочиненные ими детские сказки - у кого пошли дети, у кого внуки. От наличия внешнего заказа творчество процветает. Одни выкладывают ролики с рассказываемыми сказками на ютуб, другие книги делают.
В этой вот книге кроме специального детского текста и специальных детских рисунков... Что-то странным образом цепляет. Какими должны быть сказки? Они же всегда очень связаны со временем рассказывания. Это, знаете, очень современный жанр - ребенку рассказывать что-то нековремени не получится. Просто не пойдет. Реально рассказываемые сказки, которыми усыпляют или успокаивают, которыми отвлекают - они всегда в чем-то очень современные. В этих вот скмазках - я обратил внимание - совершенно не следует наблюдать за внешними перипетиями действия. Там совсем другие ориентиры. Прежде всего - состав действующих лиц. Собственно, если бы этим сказкам предшествовал бы список лиц с краткой хараткеристикой - это было б удвоением сказки. Сказка чуть более чем полностью состоит из характеристик героев. Они странные - Колесный динозавр, Бельгийская лошадь... ну и другие. Это такие странносочетаемые видения, и основное их свойство - неожиданность, странные сочетания черт. Добавочные черты - всего лишь примета времени. ну например там обыгрываются какие-то квантовые парадоксы, белки-близнецы Розен и Эйнштейн ведут себя в зависимости от того, каким глазом на них смотрят, и вообще не ясно. одна это белка или две. Но это как раз понятные причуды популяризации современной физической картины мира.
А более важная черта - как эти герои взаимодействуют со злом. Вообще все истории на протяжении книги выстроены натяжением меж двух полюсов - Чудесным лесом (добрым) и Злыми волшебниками. Это совершенно обычное дело, даже занудное - добро и зло с их борьбой... В книге это так и подано - как штамп, на фоне привычного штампа можно различить: герои странным образом со злом не соотносятся. Зло непрерывно пытается с ними что-то сделать, им повредить, играет активную роль. А герои его не могут увидеть. Для них зла нет - потому что они и представить не способны существование такой нетривиальной штуки, как зло. Наивность есть сила, и герои это раз за разом демонстрируют: сила их наивности всякий раз превосходит силу разумного активного зла. Они совершенно точно со злом не борются, поскольку и бороться не умеют, и зла не ведают, - и всегда победители. Их победы существуют только в сознании злых сил - у тех было нападение, встречено противодействие и получилось поражение, а значит, у противников была победа. Для героев ничего этого нет. Поскольку в этом мире агрессивностью обладает только зло, многие его нападки оборачиваются против него же - поскольку герои никаких агрессивных намерений не имеют, от них пострадать можно лишь по неосторожности. Так что сети зла ловят только зло.
Мне показалось, что этот способ избавления от зла очень современен - мечты именно так и выглядят. У каждого времени своя излюбленная форма борьбы со злом; когда-то собирали огромную армию добра, чтобы истребить всех в армии зла; в иные времена приносили жертву, которая затыкала собой жерло зла и не давала злу приблизиться к другим людям - много было разных способов. И битву армий представляли по-разному, и жертва мыслилась различно. И сила невинности понимается разным способом.
Другая деталь - что считается злом. Оказывается, все приносящие вред действия, вызванные глупостью, невнимательностью, раздолбайством - не зло. В этих сказках слом оказываются лишь действия, определяемые специальным злым намерением, намерением принести вред. Все остальное - дело житейское, это может быть неудобно (и, видимо, даже смертельно неудобно) - но это не зло. Получается, что зло - это только человеческое свойство, оно появляется исключительно из-за людей, которые ставят его своей целью. А любое принесение вреда по неосторожности, сдуру, "так склалось" - это не зло, а вполне себе нормальные добрые поступки. Опять же, характерная деталь. То есть, получается, мы все - союзники в бесконечной войне со злом. Все, - дураки, спесивцы, надувалы, разгильдяи, лентяи и жадины - мы все на стороне добра сражаемся, вместе, рядом. А перед линией наших окопов - они. Специальные злые люди.
Впрочем, можно просто читать сказку. Про Колесного Динозавра, Борщевик Пржевальского, Пеликана Подольского, который столь хорошо ориентировался в физике - и, конечно. обо всех остальных. Изучать специальные злые башмаки Злых Волшебников, их специальную злую гимнастику, которой они занимаются, рассматривать сочетания героев и хмыкать насчет мыши Алефтины, которая потерялась в Америке. Есть, знаете, какое удовольствие в том, что в гости ждут Планарию Полину... Откуда берется это удовольствие? Мне показалось, что это то самое, что очень многие находят, читая Пратчетта - только у него очень устаешь от созерцания неустанных усилий автора улыбнуть читателя, а тут как-то само. И. конечно, Пратчетт - это вовсе не детские сказки, это ироничная фэнтези (я ненавижу жанр юмористического фэнтези). А тут - в самом деле детская сказка.
Рисунки Мельниковой С.В.