Есть такой модный жанр фантастики - попаданчество. Герой попадает в другое время (иногда - в иной мир), и там живет себе. Одна из важных составляющих сюжета, многие именно это любят и за это читают - как герой "с нуля", без языка, требуемых умений, знания местной культуры и обычаев, устраивается в чужом мире и становится... ну там как повезет. В одних сюжетах автор старается, чтобы герой всех победил, в других ему довольно, чтобы выжил.
Подумал, что сейчас у многих, наверное, есть опыт попаданчества. В те времена, когда время шло неспешно и люди по большей части жили, где родились, этот опыт был у немногих. У путешественников. И у глубоких стариков - у которых умерли все родные и сверстники, и они остались в чужом мире, уже изменившемся.
Сейчас такой опыт должен быть у многих. Время течет быстро, может и не год за век, как неслось в начале ХХ в., но вроде как год за десять лет. Быстро меняется окружающая обстановка, техника, общество, культура. Многие прожили эмиграцию, многие уехали работать в другие страны и - оказывались с этим самым опытом: с нуля, без языка (или с его ошметками) встроиться в чужое общество.
Интересно. Что пишут в тех романах, более или менее ясно. А живой опыт, какие там истории? Особенно про чужую культуру: как ее усваивают. Про язык можно догадаться: ну, стрался, курсы, живое общение, учебники, выучил, говоришь на неродном, как ходишь с протезом. Что делать, ходить надо. А как вживаются в чужие культурные обычаи? У попаданцев это прописано плохо: часто герой попадает в "типа славянский мир", русичи-древичи, многое ухватывает, тем более что средние века помнятся - герой вспоминает-догадывается о деталях "примитивного" быта. А в нашей реальности человек попадает ведь не в какую-то примитивную культуру, которую он "знал, но забыл", а просто в другую, и иногда весьма сложную. Ладно, если эта культура сама эмигрантская, там все приехавшие, просто немного раньше, и с пониманием относятся к его проблемам. А если культура монолитная, очень самобытная, плохо понимающая, как и чего не понимает попаданец? Скажем, в крупных городах в Штатах, как я могу догадываться, проблемы с чужой культурой должны быть меньше, чем, скажем, в Японии.
Как решаются в нашей реальной жизни классические проблемы попаданцев? Которые не знают, как в каких случаях говорят, как называется вот та штука, как сказать. что тебе надо, что отвечать, если вот так спрашивают? Понятно, что можно пытаться жить как приезжий, в статусе чужака, которому можно не знать - и жить так очень долго. Но если человек хочет в самом деле жить нормально и врасти в общество, стать обычным соседом для своих соседей, обычным сослуживцем для сослуживцев, обычным покупателем, другом и т.п. - какие у него проблемы? Какими приемами решают? Перенимают у окружающих, как, я видел, пользуются мобильными телефонами - подглядывая и спрашивая, а чо эт такое? а зачем это? Или по книгам, потом пробуя?
Это ведь не только про эмигрантов. Кого забросит из столицы куда поглубже, кто сменит радикально профессию... Скажем, был инженер, стал психолог, был ювелир, стал психопрактик. Да мало ли. Другая среда, иной мир, что-то кажется привычным, а оно совсем не такое, привычки подводят, демонстрируя окружающим твою непохожесть - вот это вот все... Как?
Ведь, в конечном счете, все мы попаданцы, и нам надо готовиться - нам предстоит попасть в завтра. Есть ощущение, что многое окажется непривычным.
(c)
zh3l