Социальные машины

Jan 24, 2018 10:42

Понятие кажется лишним - есть общепринятые термины "социальный институт", организация и т.п. Я бы все же попробовал. Социальные машины - вид социальных институтов, такой сильный институт, который манипулирует людьми как своими деталями и оказывает существенное влияние на изменение личностных качеств ( Read more... )

culture2, ethnography2, sociology7

Leave a comment

cass1an January 24 2018, 10:37:17 UTC
Фокус на манипуляции и принуждении тут, с одной стороны, правильный (на эту тему есть большая теория у либертарианцев с фокусом на принуждении (NAP строит систему машин, где только манипуляции, но не принуждение), у всяких интерсекциональщиков и прочего sjw с фокусом на манипуляции и у Грэбера в utopia of rules с фокусом на том, как в бюрократической машине одно переходит в другое), с другой, немножко шатается от более характерных, в моем понимании, вещей.

х. Почему мы относим городскую среду, но не городской климат к машинерии? 1. Потому что с недавнего времени городскую среду целенаправленно формируют предположительно разумные агенты, а климат пока нет. Раньше (когда у домов были имена) и городская среда росла как-то сама, сорняком 2. Иначе это свалится в определение окружающей среды в целом, которая почти вся в той или иной степени на социум как-то влияет. А тогда непонятно, по какому признаку выделить именно машинерию и именно проблему с ней.
Проблема с первым пунктом - вывод степени манипулируемости из разумности формировщиков тоже непрямолинеен. С одной стороны можно упасть в паранойю "это все придумал Черчилль в 18 году", с другой - отказывать агентам во всякой агентности - "городская среда формируется сама по себе единственно желанием распилить и абстрактными фантазиями". Истина где-то посередине - манипулируемость людей в машинах небесконечная, она очень ограничена внешними элементами условного "климата".

х. Машины, конечно, пугают больше, но с точки зрения строительства основная разница между социальной машиной и социальным институтом - что есть дополнительные системы, которые иногда делают задачу только сложнее. Расширение инструментария пыточными инструментами может закрывать какие-то другие возможности. Еще думать надо и над не-машинами, потому что из кружка ветеранов через фрайкор очень много что может вырасти быстрее, чем можно успеть отреагировать.

х. " а социальные машины приняты сознательно, по здоровому размышлению - когда люди знают, что делает такая социальная машина и как делает, и решают ее строить - или не строить."
В целом похоже на то, что я по аналогии с трансгуманизмом обзывал транссоциализмом.
Это, с одной стороны, ТГП ("Теория государства и права") "здорового человека", где должно быть понятно, как мы пользуемся механизмами принуждения в реально общих интересах, а не интересах "партии и правительства".
С другой - "дизайн механизмов", который занимается той деталью внутри социального института, которую можно описать в терминах сознательного разумного выбора (к нему еще примыкает теория и практика nudge, где выбор не вполне сознателен).
Поверх этого более тонкие вещи про социальную и групповую динамику, к которым и слов-то я не знаю.
Чуть сбоку - проблемы политической экономики, где реформа (т.е. "строительство машины") рассматривается не только содержательно, но и с точки зрения ее политической реализуемости (во что входит и неоткатываемость, что большой риск) и имплементации. И это необязательно про парламенты и собственно большую политику - организация пресловутой поездки на десять человек (которую "кто не организовывал, да не судит о политике") проходит в миниатюре все те же проблемы.

Reply

ivanov_petrov January 25 2018, 16:13:07 UTC
уже сейчас городской климат отличается, и можно его включить в соцмашину города. почему нет.
По какому признаку выделять машины - по влиянию на личность. По тому, чем участие в кружке аквариумистов отличается от армии и тюрьмы. Разумеется, там не все просто - а с какой стати должно быть просто? Да, там нельзя просто подойти и измерить. И что? На это и претензий нет.

По последнему пункту - там да, несколько другой дизайн. Например, при создании роботакси не замалчивать проблемы и не делать вид, что их нет, а четко указать как раз болевые пункты, по которым роботакси может вызывать сильнейшую неприязнь у некоторых групп населения, объяснить, почему вводят все равно (меньше аварий) и указать пути, социальные пути, которыми могут воспользоваться недовольные. Не только жалобы, но и маршруты, обслуживаемые шоферами-людьми, и тп. То есть человек должен иметь возможность сознательно принять город - не своими боками узнавать, как и что в такой вот городской жизни, а видеть четко цену своего решения жить в данном городе - где такой-то транспорт, врачи-роботы и другие вещи, которые ему не нравятся. Сейчас такие сведения отыскать не легко. Прежде всего потому, что нет задачи их собрать - так-то они не секретные.

Reply

cass1an January 25 2018, 17:36:04 UTC
"Прежде всего потому, что нет задачи их собрать - так-то они не секретные."
Если так формулировать задачу (через их "влияние на личность"), то с ними, даже собрав, тяжело что-то сделать. Таблица температур и роза ветров скажет ли мне всё о том, захочу ли я на улицу выходить в таком климате? Это неизбежно больше вопрос опыта и "боков", а не планирования наперед. Толкать это "больше" в сторону "меньше" дело достойное, но ожидать волшебства не стоит.

Reply


Leave a comment

Up