Социальные машины

Jan 24, 2018 10:42

Понятие кажется лишним - есть общепринятые термины "социальный институт", организация и т.п. Я бы все же попробовал. Социальные машины - вид социальных институтов, такой сильный институт, который манипулирует людьми как своими деталями и оказывает существенное влияние на изменение личностных качеств ( Read more... )

culture2, ethnography2, sociology7

Leave a comment

division___bell January 24 2018, 09:57:35 UTC
Ну ок, теперь серьезно . Сперва давайте зафиксируем область определения разговора. Все мы понимаем, что без социальных машин жить невозможно. Хотя бы для того, чтобы утром мы могли поехать на метро нужна туева хуча совокупности регламентов управления персоналом метро. Нужна Социальная Машина " регламенты метро" для того, чтобы управлять физической машиной "метро"/ электростанция/система водоканала , etc

Против таких Социальных Машин вроде никто как не возражает. Нам нравятся такие Социальные Машины, которые нам помогают и не нравятся такие, которые нас заставляют. Соответственно вопрос не в том "как избавиться от социальных машин?" ( спойлер: никак) а вопрос в том, как минимизировать вред . И если мы посмотрим на скандинавские страны то вроде как поймем, что опять изобретать велосипед необязательно птч все уже изобрели до нас.

Я не говорю, что там рай земной( а к нему никто и не стремится в здравом рассудке) но скандинавам действительно удалось построить такой социум, который обеспечивает максимально возможную свободу человеков. Им получилось подчинить Социальные машины интересам социума. Это были хорошие новости. Плохие новости в том, что получилось это у них во-многом потому, что среда более менее однородна. Один культурный код, один уровень образования , примерно одинаковый размер дохода..

Reply

saninartem January 24 2018, 10:04:20 UTC
"теперь серьезно"
Да я и раньше не шутил.

"Я не говорю, что там рай земной( а к нему никто и не стремится в здравом рассудке) но скандинавам действительно удалось построить такой социум, который обеспечивает максимально возможную свободу человеков."
Ту хум хау. Для Вас - обеспечивает. Для меня этот "дивный, новый мир" скандинавских стран - вполне работающая антиутопия.
"Однородная среда" - она не изначально такой была. Это действующая система делает из живых людей одинаковые, удобные, стандартизованные детальки. Эффективнее, чем любой ГУЛаг. Но да, с меньшей травматичностью.
Спасибо, я туда не хочу.

Reply

division___bell January 24 2018, 10:09:53 UTC
Это действующая система делает из живых людей одинаковые, удобные, стандартизованные детальки.

Почему Вы так решили? И как, в таком случае, выглядит Ваша "идеальная" картина максимально возможного ? Понятно, что идеала не существует но стремиться к нему никто не мешает

Как по мне, скандинавский паттерн очень сильно похож на тот самый Мир Полдня АБС

Reply

saninartem January 24 2018, 10:17:59 UTC
Может быть. Вы так это говорите, как будто Мир Полдня - не антиутопия. То есть для авторов, очевидно, нет. Но любые создатели антиутопий (насколько этот термин можно вообще соотнести с реальным миром) создают-то не "ужас-ужас", а идеальный мир в своем понимании. И Ленин, и Робеспьер, и Гитлер, и Пол Пот. И если я придумаю какой-то идеал мироустройства - он неизбежно будет для кого-то "ужас-ужас".

Когда я говорил, что утопия и антиутопия - это одно и то же, просто с разных точек зрения, я вот совсем не шутил.

Reply

division___bell January 24 2018, 10:23:16 UTC
А если отвлечься от красивых определений антиутопий-утопий? Вот есть финская ( шведская) школа - я в последнее время много о них читал и нахожусь под сильным впечатлением, отсюда и такая частота примеров

Вполне себе Социальная Машина. Никакой травматики, упор на раскрытие индивидуальных способностей ребенка и взращивание целостной, здоровой личности

Сравним с нашей школой, которая является скорее филиалом системы ФСИН. Разница очевидна.

И там и там- Социальные Машины но поставленные им цели ( и как следствие, результат) очень уж разный

Вы кстати так и не ответили почему считаете эту систему "производством стандартных деталек" Насколько я вижу: на выходе этой Машины получаются как-раз оочень разные человеки

Reply

karachee January 24 2018, 11:15:17 UTC
Очень разные по какому критерию?

В свое время меня поразил один пример. В 1940-м немцы оккупировали одну скандинавскую(?) страну. Местные жители начали массово прятать евреев (хорошие люди), но через три месяца новое правительство страны приняло закон о том, что евреи должны быть выданы рейху. И все население тут же выдало всех евреев, потому что увы - закон. (послушные люди). Многие плакали.

Reply

division___bell January 24 2018, 11:24:24 UTC
Честно говоря, я не знаю о таком примере. Но я знаю о той знаменитой операции, когда за одну октябрьскую ночь датчане перевезли на лодках 8 тысяч !!!! своих евреев в Швецию птч подполье сообщило, что на завтра назначена депортация( читай=убийство) всех датских евреев. Среди спасенных на таких лодках был и Нильс Бор

Reply

misha_makferson January 24 2018, 19:09:51 UTC
Из скандинавских стран были оккупированы Дания и Норвегия. Швеция была нейтральна, а Финляндия была союзником и на нацистский антисемитизм клала болт. В Дании большинство евреев вывезли посредством негласно поощряемой властями операции, в Норвегии местные коллаборанты евреев резали, а сопротивленцы спасали.

Reply

saninartem January 24 2018, 11:40:21 UTC
"Никакой травматики, упор на раскрытие индивидуальных способностей ребенка и взращивание целостной, здоровой личности"
"Сравним с нашей школой, которая является скорее филиалом системы ФСИН"
Простите, я не согласен с Вашими вводными, и не готов обсуждать что-либо на их основе.
Мне не кажется, что это объективная оценка. Мне кажется, что это скорее агитка.

Reply

kuzia_aka_zmey January 25 2018, 10:54:59 UTC
"и взращивание целостной, здоровой личности "
Вот собственно и начало антиутопии. Поскольку школа уже говорит что есть здоровая личность и как она должна себя вести.
И чем в этом случае отличается здоровая личность от "нового советского поколения"? Автором постановки задачи?

Reply

division___bell January 25 2018, 11:32:04 UTC
а если вам врачи в больнице говорят о том, как вам изменить режим и что надо пить чтобы вылечить болячку - это тоже "антиутопия" когда вам навязывают ?

Если целенаправленно развивать способности ребенка ( те, которые у него есть !) это не антиутопия, как на мой взгляд, это здравый подход

Reply

lipkalapka January 25 2018, 18:56:56 UTC
Не слышат, див, не слышат. Ты настолько аут оф бокс рассказываешь, что просто в головах не помещается у людей. Они все ждут момента, когда будут заставлять строем петь гимн - если не ленину, так гомосексуализму. То, что можно не заставлять и не ломать - не влезает в голову. согласен, но вижу косяк: ну ок, школу мы избавили от соцмеханизмов калечущей штамповки, но свято место пусто не бывает: возникнут неформальные механизмы, построенные самими детьми - все мы учились в школе, все читали повелителя мух, все знаем, что эти детские правила и механизмы бывают похлеще взрослых (в школе «взрослым» в большинстве случаев просто не до детей). И что с этими самозародившимися механизмами делать? Ломать школьным контрмеханизмом? Или как?

Reply

ext_655300 January 24 2018, 11:31:55 UTC
...Хотя бы для того, чтобы утром мы могли поехать на метро...

Метро это не социальная машина а скорее технология или институция. Она не принудительна- не хочешь- не езди. Школа- принудительна как армия или тюрьма.

...Соответственно вопрос не в том "как избавиться от социальных машин?" ( спойлер: никак) а вопрос в том, как минимизировать вред ....

Это да. Не пользоваццо...

Reply

division___bell January 24 2018, 11:36:09 UTC
Само метро- просто часть технологической инфраструктуры

А система управления персоналом метро- уже полноценная социальная машина. Это относится к любым социальным институтам, хочешь не хочешь

Reply

ext_655300 January 24 2018, 11:38:02 UTC
Это да; но мне кажется так глубоко лучше не копать- там такие хтонические бездны...

Reply

almitoz January 25 2018, 01:08:16 UTC
Армия и тюрьма действительно принудительны. А школа в виде посещения уроков - уже давно нет. С девяностых годов в России можно просто записаться в школу для сдачи ежегодных экзаменов. Этого достаточно для соблюдения закона об обязательном образовании. Стоит помнить об этом, я думаю.
Отдать своего ребёнка в школу - добровольный выбор родителей. Им так просто удобнее, чем учить ребёнка самому или просто единственно возможно.

Reply


Leave a comment

Up