Казалось бы, о чем можно говорить с либералом? Человек, который во взрослом состоянии полагает, что общество есть разумное сосуществование эгоистичных индивидов - и только, не стоит внимания. Или - сталинист. Ну что его слушать? Зачем отвечать… Туда же отправлю коммуниста с фашистом. Вслед - государственника с националистом. Сексиста и специалиста. Фанатика и прогрессиста.
Однако сталинист может оказаться очень добрым человеком, при этом, скажем, незаурядным скульптором.
Либерал вдруг обернется хорошим поэтом. Государственник пишет неплохую фантастику, фашист музицирует. А националист, как ни крутись, симпатичный знаток аквариумных рыбок. Очень неаккуратно все устроено. Скульптор, поэт, фантаст, музыкант и аквариумист иногда говорят очень интересные и разумные вещи.
Но почему-то люди поворачиваются друг к другу точкой идиотизма. Вместо того, чтобы говорить о искусстве скульптуры, скульптор лезет со Сталиным и клянет предателей. Поэт вместо стихов вбивает в собеседника сирые доблести индивидуализма. Они считают в себе самым важным именно это. Люди отчаянно навязывают окружающим свою точку идиотизма. Может быть, потому, что достижение этого градуса уродства стоило им наибольших трудов…