Oct 15, 2014 09:13
чтобы видней были зубы.
В прошлый раз я спросил об ограничениях мышления. Мне ответили очень много и интересно. В процессе мне стало понятно, что к мышлению относят то, что я к нему не отношу. Самый большой класс ответов: говорят, что не хватает памяти. Мол, оперативная память (7плюсминусдва, как не вспомнить, охо-хо), мол, смена концептов и правил игры в процессе, память на факты, память на ограничения и важные аспекты...
Да, конечно. Про разные виды памяти понятно, и что когда памяти нет, мышление ограничено. Но я-то - так вышло - эти способности отличаю, и мой вопрос был о мышлении, а не о памяти. И потому можно уточнить.
Допустим, каким-то образом ясно, что никакие ограничения памяти не действуют - памяти у вас заведомо хватает на вмещение всего потребного - аспектов, элементов, компонентов, процессов, акторов и патиентов. И все происходит на одном языке, ничуть не новом, а вполне родном, и никаких выходов за пределы этого языка не подразумевается. И вот, когда ограничений по памяти нет никаких, задача вся целиком помещается в смысле ее составных частей, хватает внимания даже, чтобы удерживать все эти части вместе одновременно... и вот никак.
Я бы сказал, что тут не справляется мысль. Особенно разительно в тех случаях, когда предъявлено решение. На самом деле даже не важно, правильное или нет. Оно может работать (или нет). Оно может быть убедительным (или нет). Важно иное - ну вот как это достигнуто? Не понятно. Причем может наличествовать объяснение. Человек говорит: я складываю вот это и это, тогда, помня об вот этом, делаем вот так - получаем это, откуда вторым следствием... А ты не можешь. Оно не складывается так, как нога - ну не заворачивается, не может. Оно так не делает, так не выводится, не следует... Это легко не понять, мол, так не бывает. но если бывало - наверное, можно вспомнить.
Я об ограничениях мышления. Есть близкие и связанные темы - ограничения внимания и памяти. Есть предметы, мысли о которых почему-либо не идут. Есть ограничения языка. Так что много есть того, с чем это можно перепутать, но я-то спрашиваю именно о мышлении.
psychology4,
ethnography2