Можно отыскать точный смысл известного выражения "ученые - как дети". Это в самом деле профессиональное искажение естественников. Чтобы его понять, надо вспомнить задачу Анни и Салли. Это такой психологический тест для детей. Перед ребенком выступают две героини, Салли и Анни. У Салли - корзинка, у Анни - коробка. Салли получает на глазах ребенка от экспериментатора игрушку, скажем - леденец или шарик. Она кладет игрушку в свою корзинку и уходит. Пока ее нет, Анни вынимает из корзинки игрушку и кладет в свою коробку. Потом Анни уходит. Салли возвращается. Экспериментатор спрашивает ребенка: где будет искать игрушку Салли?
Дети до трех лет включительно уверенно указывают на коробку. И только примерно с 4 лет они показывают на корзинку. Интерпретируется это так: ребенок в три года (и ранее) не может справиться с доминантой выражать свое знание о том, как на самом деле устроен мир. Он ведь знает, что игрушка в коробке, потому и указывает на нее. И лишь в 4 года приходит тонкое понимание, что другие могут иметь иное, неправильное знание о мире и вести себя в соответствии с этим своим неправильным взглядом.
Так вот, у естественников молотком вбито детское убеждение насчет правильного устройства мира. Все прочее они искренне полагают субъективными штучками, не имеющими отношения к настоящему устройству мира. Для них в мире нет Салли и все вопросы обращены к ним, и каждый естествоиспытатель свидетельствуют об истине - о том, что видел, а прочее - от лукавого.
Это позиция детей. Взрослый может занять и другие позиции. Учесть присутствие в мире Салли, понять, что она-то не знает о переложенной игрушке - и тогда, в 4 года, указать на коробку. Кстати, аутисты не научаются насчет Салли - они так и показывают на коробку.
Но после 4 счет не заканчивается. Можно понять, что Салли, не будь дура, такая же, как Анни, и захочет в ее отсутствие обследовать ее коробку и потому сразу полезет в коробку. Можно понять, что Салли, зная Анни, едва вернувшись, сразу полезет к ней в коробку не взять чужое, а вернуть свое. Или можно понять, что перед тобой - игра, и участники событий давно знают свои роли и Салли, конечно, полностью в курсе действий Анни. Мало ли что можно понять. Тут важно справиться с доминантой знания правильного устройства мира и догадаться, что в мире вообще-то есть еще Салли и она вполне реальна.
(c)
zh3lТак что, конечно, естествознание возможно. Однако не надо забывать про Салли.