Надо бы еще рассмотреть обьснительные методы, например современное понятийное мышление. Подмена реальности понятиями происходит с такой силой, что информация просто не доходит.
Я совсем не специалист, но помню разговор, что научный факт и эмпирический факт это разные вещи. Эмпирический факт (наблюдение,опыт) становится научным фактом в контексте какой-либо теории. "Теория сама выбирает (лучше сказать "делает") себе факты".
Да я тоже не специалист, но существует ли эмпирические факты в наке, например такие, что солнышко ходит вокруг земли, там может быть не простое, а очень сложное разделение, что мы считаем эмпирическими фактами, и на каких основаниях.
Солнышко ходит вокруг земли - это вполне себе теория (геоцентризм), причем совершенно научная по Попперу. Она конечно плохо объясняет т. н. "попятные движения планет", но от этого не перестает быть теорией. Эмпирический же факт звучал бы как: солнце всходит и заходит (без всякого объяснения причин). Эмпирика отвечает на вопрос: "как оно бывает?" и обладает предсказательной силой, но не объяснительной. Теория же напротив отвечает на вопрос: "почему оно бывает именно так?". Понятия - это то, что и делает нас людьми. Это и есть единственная наша реальность. Когда вы что-то чувствуете, но не можете объяснить это словами, вы говорите об этом как о внешнем по отношению к себе воздействии: мне кажется, я чувствую (воспринимаю) и т. д.
Да понятно нужно подумать, там ведь вопросы куда всходит и куда заходит солнышко, мы воспользовались обыденным языком, в котором уже заложенна определенная картина мира. Не лучше ли будет сказать, что способность выстраивать наши представления об окружающем мире, которые ему адекватны, во многом есть признак человечности.
Картина мира в некоторой степени произвольна. Где-нибудь в полинезии люди считают, что на закате солнышко съедает большой крокодил в океане, а утром он им, соответственно, какает обратно в небо (теория). Но помимо теории есть еще и чисто практический эмпирический факт, что на рыбалку лучше идти до восхода, который, опять же эмпирически, наступает после вторых петухов)) Сказать, что способность выстраивать представления о мире есть признак человечности нельзя. Все живое с определенного уровня развития выстраивает представления. Бродячая собака в определенный день недели едет на автобусе к палатке с шаурмой. Сорока выхватывает у бабки перчатку, чтобы дать возможность подруге пошарить в сумках - меньшие братья не так глупы как нам кажется, у них тоже есть картина мира. Человек отличен от собратьев наличием второй сигнальной системы, т. е. развитой наследуемой системой понятий.
Подмена реальности понятиями происходит с такой силой, что информация просто не доходит.
Reply
Reply
Reply
Понятия - это то, что и делает нас людьми. Это и есть единственная наша реальность. Когда вы что-то чувствуете, но не можете объяснить это словами, вы говорите об этом как о внешнем по отношению к себе воздействии: мне кажется, я чувствую (воспринимаю) и т. д.
Reply
Не лучше ли будет сказать, что способность выстраивать наши представления об окружающем мире, которые ему адекватны, во многом есть признак человечности.
Reply
Сказать, что способность выстраивать представления о мире есть признак человечности нельзя. Все живое с определенного уровня развития выстраивает представления. Бродячая собака в определенный день недели едет на автобусе к палатке с шаурмой. Сорока выхватывает у бабки перчатку, чтобы дать возможность подруге пошарить в сумках - меньшие братья не так глупы как нам кажется, у них тоже есть картина мира. Человек отличен от собратьев наличием второй сигнальной системы, т. е. развитой наследуемой системой понятий.
Reply
Leave a comment