(no subject)

Jul 14, 2011 23:49



разговор про связь мышления и бодрствования и опора рассуждения
http://ivanov-petrov.livejournal.com/1712317.html?thread=85646013#t85646013



Ричард Бокэм. ИИСУС ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦЕВ. Первые дни христианства : живые голоса свидетелей. Пер. с англ. Н. Холмогоровой. - М. : Эксмо, 2011. - 672 с.
Другой подход, который разделяется Бокэмом, был простимулирован католической интуицией некоторых ученых 1950-х годов о значении церковного Предания, но по-настоящему явился на свет только благодаря открытиям еврейских рукописей в Кумране около Мертвого моря в 1947 году, которые позволили перенестись в иудейские религиозные споры эпохи Нового Завета почти как на машине времени. Ну, это я, положим, преувеличил - насчет машины времени. Но все же преувеличил не зря: разрыв между наукой "послекумранской" и "докумранской" можно сравнить с тем, что для нашей сегодняшней науки могла бы дать машина времени.

То, к чему стремились еще на рубеже XIX и XX веков такие ученые, как Дальманн, Штрак и Биллербек, Чарльз и Робинсон, впервые стало доступным по-настоящему: новозаветные тексты вошли в общий ряд других текстов того же времени, где обсуждались те же самые темы - иногда даже в том же ключе, что и у новозаветных авторов. Мы стали намного лучше понимать круг чтения (а, значит, аллюзии и ассоциации) новозаветных авторов и их целевой аудитории. Новозаветные тексты смогли теперь окончательно потерять свою обособленность среди прочей религиозной литературы своей эпохи.

...Предлагаемая вниманию русского читателя книга - как раз одна из тех, что представляют Бокэма как ученого по-настоящему уникального, а не просто очень хорошего. Здесь Бокэм делает следующий шаг в развитии методологии новозаветных исследований: от становящихся привычных исследований идеологии и богословия он переходит к совершенно непривычному еще жанру исследования поступков и биографий отдельных людей.

...для новозаветных персонажей появляется реальный исторический контекст. Где-то с 1980-х годов появляются первые попытки отнестись серьезно к историческому содержанию раннехристианских преданий о новозаветных лицах. Одна из первых больших работ в этой области принадлежит Ричарду Бокэму: это его монография об апостоле Иуде и родственниках Иисуса (Jude and the Relatives of Jesus in the Early Church, 1990), которую очень хотелось бы также увидеть в русском переводе. Это не просто интересное биографическое исследование, а, вместе с тем, работа о структуре священства в организации первохристианской общины, в которой огромная роль принадлежала "сродникам Иисусовым" по плоти. Я бы сказал, что это одна из важнейших из числа появившихся после 1950 года работ о рождении общин Нового Завета из общин того, что православные привыкли называть "Ветхозаветной Церковью" и, в частности, о проблеме преемства между новозаветным и ветхозаветным священством.

В монографии о свидетелях евангельских повествований Бокэм разрабатывает новую большую группу небиблейских источников - это, в основном, источники, связанные с Папием Иерапольским, - а также предлагает новый инструмент исследования, заимствованный, главным образом, из двух смежных дисциплин: этнографии и криминалистики
http://hgr.livejournal.com/1903647.html



Светлана Бурлак. Происхождение языка
Еще недавно ученые уверенно заявляли, что только человек обладает речью (или, более афористично, speech is specious, «речь видоспецифична»). Но сейчас не очень понятно, каким усложненным и ограничивающим должно быть определение речи и языка, чтобы в него поместились способности только нашего биологического вида. Передача ненаследственной информации («культура» в точном значении слова)? Разные популяции одних и тех же обезьян по-разному моют плоды и разбивают орехи; разные популяции птиц поют разные песни, даже пчелы в разных странах танцуют по-разному. Умение пользоваться символами для обозначения понятий? Многочисленные эксперименты с нашими ближайшими родственниками, узконосыми обезьянами, показали, что им вполне доступно символическое мышление и даже создание новых конструкций на основе существующих («вода + птичка = лебедь», как показала жестами одна из участниц такого эксперимента). То, что обезьяны в этих экспериментах разговаривают друг с другом и с экспериментаторами на языке жестов, объясняется строением их гортани, не приспособленной к членораздельной речи; это, в сущности, мелочь, потому что никто же не сомневается в том, что жестовый язык глухонемых - полноценный язык. Ну а если кому-то нужна именно звучащая речь, то есть весьма впечатляющие эксперименты с попугаями.

Между прочим, за способность к членораздельной речи мы дорого заплатили. После младенческого возраста каждый глоток, совершаемый человеком, пропускает пищу или жидкость над отверстием трахеи; каждый год только в США от этого гибнет несколько тысяч человек. У обезьян глотка устроена иначе, и им не грозит опасность подавиться.

...Один такой ген, FOXP2, был некоторое время назад обнаружен; оказалось, что нарушение его функционирования ведет к серьезным нарушениям речи и языковых функций. Этот ген был и у неандертальцев, что само по себе ничего не доказывает; у певчих птиц он тоже есть. К сожалению, подобного рода изыскания пока что лишь отсекают невозможное, приближая нас к ответу на большие вопросы только на крошечное расстояние. Если использовать грубую аналогию, то сделать из этих исследований вывод «FOXP2 отвечает за речь» - это все равно что сделать вывод «таракан слышит ногами» на основании известного эксперимента.

...В книге есть множество других увлекательных историй - о языке как паразите мозга, о «смещении жестов внутрь рта» («свяжите итальянца, и он не сможет разговаривать»; это, кстати, не вполне шутка, если человеку физически затруднить артикуляцию, ему будет трудно читать про себя), о зеркальных системах, о том, какую роль в изучении языка сыграли люди с нарушениями функций мозга или травмами…
http://www.openspace.ru/literature/events/details/23616/

livejournal2, language2

Previous post Next post
Up