Все так. И изложений совсем нет у них, и конспектирования - неоткуда набраться навыку понимания. Я как раз пару лет назад спохватилась, когда дочь была в шестом, и много с ней занимаюсь сама именно этим, чтением-пониманием нехудожественного текста. А это еще у меня много и с удовольствием читающий ребенок, только пока я не заметила этой проблемы, она читала только художественное. А вот, в качестве примера, фразу "Наряду с А существует Б" воспринимала как "существует А", и многих таких структурных конструкций вообще не было в голове. Настолько с нуля пришлось осваивать это умение, что не могу себе представить, как к этому возрасту дети, у которых ничего не добавлено семьей к школе, вообще понимают хотя бы учебники. Есть подозрение, что только на устные объяснения учителей опираются, не читая текста урока.
Как раз недавно вспоминал про конспектирование. Я в принципе, совсем не умею конспектировать устные выступления (письменные тексты -- умею). Все мои конспекты лекций универовских времён -- бумажки "на отвяжись" для проверяющих. Более того, я даже не понимал, что это можно уметь, что это навык. Я искренне думал, что у всех это врождённая способность, а вот я почему-то не уродился. И совсем недавно жена открыла мне глаза, что этому в принципе в школе учили. (Изложение -- это не то, в изложении предусмотрены паузы на понимание сказанного). А ведь вроде не дурак был.
Скелет чего в тексте? Какой елки? Извините, не понял совсем. :-( Но вообще я хотел привести пример, что вроде неглупый человек может даже не понимать, что он чего-то не понимает. А с другой стороны, те, кто по идее должны были меня этому научить, тоже ведь не понимали, что я этого не понимаю.
А, поняла. Хороший пример. Всегда интересно найти такое у себя, я тоже периодически нахожу. Скелет елки - извините, это местечковый юмор. Это бонмо чудесного лектора, читавшего двадцать пять лет назад физику на факультете, где я училась. Как и многие другие его яркие фразочки, эта намертво схватилась в голове и навсегда стала метафорой для структурного каркаса темы - у меня и у всех, кто слушал его лекции. Я не заметила, как воспользовалась ей для внешнего круга в разговоре с незнакомым человеком - неловкость с моей стороны, извините еще раз.
Наоборот, спасибо! Замечательная фраза! Так и представляешь себе эту ёлку где-то в марте, когда хвоя уже осыпалась. Я, собственно, подозревал что-то подобное, но решил уточнить во избежание конфуза.
Конспектирование вырабатывает навык выделения в тексте главного и навык видеть потом этот текст как последовательность основных тезисов. Оно не помогает пониманию на уровне фраз и абзацев само по себе, но тренирует его, поскольку такое понимание для конспектирования необходимо, и конспектирующий вынужден напрягаться в эту сторону. В то же время конспектирование - это работа, результат которой преподаватель может оценить и проверить, причем у всего класса, а не у двух-трех учеников, которых можно успеть устно опросить. Поэтому регулярное конспектирование - это одна из мер, нужных для последовательной выработки и тренировки понимания при чтении.
Понял, заткнулся. Это видно только я и моё окружение конспектирование всегда понимали как "надо списать из учебника 100500 строк совершенно бессмысленного текста", а планы писали после сочинения, потому что сочинения и планы тоже были всегда совершенно непонятны и бессмысленны. И это наверное только в моём мире документация и схемы готовятся после разработки продукта.
Я лишь относительно недавно поняла, _что_ меня так мучило в институтском конспектировании первоисточников. Дык у Владимира Ильича конспектировать-то нечего! Чистая публицистика, один тезис поворачивается под разными углами так, эдак и перетак, а суть можно изложить в трех предложениях. Требовалось же накатать объем, эхехе.
Reply
... Крыша из нержавеющей стали ...
Reply
Reply
... Ga nardu ga lopo gandi ...
Reply
Скелет елки - извините, это местечковый юмор. Это бонмо чудесного лектора, читавшего двадцать пять лет назад физику на факультете, где я училась. Как и многие другие его яркие фразочки, эта намертво схватилась в голове и навсегда стала метафорой для структурного каркаса темы - у меня и у всех, кто слушал его лекции. Я не заметила, как воспользовалась ей для внешнего круга в разговоре с незнакомым человеком - неловкость с моей стороны, извините еще раз.
Reply
... Я превратил его живой вес в атомный ...
Reply
Reply
Reply
И это наверное только в моём мире документация и схемы готовятся после разработки продукта.
Пошёл обратно в свой мир.
Reply
Но некоторые люди конспектируют по-другому.
Reply
Reply
Leave a comment