Время такое - надо азбуку заново учить

Jun 30, 2010 09:15

http://olnigami.livejournal.com/149601.html
"Толкин в «ВК» в образе двух сыновей Денетора вывел два типа патриотизма. Фарамир и Боромир, оба любят свой город, готовы пойти в бой и умереть ради него, оба понимают, что Гондор будет вскоре захвачен орками и оба страдают от этого ужасного предчувствия, но вот когда у них появляется возможность завладеть «абсолютным оружием», которое может дать городу новую силу, они реагируют по-разному. Для Боромира спасение Гондора и его жителей - абсолютная цель, ради которой он готов буквально на все, можно сказать, он «буквальный» патриот, для него главное стены города, история, люди, земля и кровь.

Фарамир понимает, что есть такие ситуации, в которых желание сберечь что-то, обладающее в глазах человека абсолютной ценностью, погубит и самого человека, и эту дорогую для него вещь. Можно взять Кольцо, победить Саурона и назгулов, стереть Мордор в порошок, а в результате Гондор станет новой страной Мрака, а правитель Гондора - новым Темным Властелином. Хотя они и победят Мордор, но эта победа станет их поражением.

Но если посмотреть с точки зрения «буквального» патриотизма, Фарамир ведь фактически предает свой город. Он может спасти Гондор, принеся в него Кольцо, а он сознательно отказывается от этой возможности! Получается, что ради своих «принципов» он губит и себя, и горожан. Перед Фарамиром стоит выбор - предать Гондор и обречь его на уничтожение или предать те принципы, которые для него дороже Гондора. Мне кажется, Фарамиру в чем-то помогало то, что в отличие от Боромира, он любил не «буквальный» Гондор, а идеальный - тот Гондор, каким тот был задуман и каким должен быть. Прекрасно зная, что реальный город далек от идеала, он понимал, что Гондор под управлением Темного Властелина будет не просто далек от идеала, а будет прямо противоположен ему.

Кроме того, судьба брата послужила Фарамиру предостережением. Боромир, ослепленный желанием спасти родной город, идет на предательство, он нарушает свою клятву защищать Фродо, поступок для рыцаря немыслимый. И когда сбегает Фродо, на него обрушивается груз понимания глубины своего падения, понимания того, что он сделал первый шаг к тому, чтобы перейти на сторону Врага, которого Боромир ненавидит всей душой. Слуг Тьмы отличают не черные плащи и красные глаза, а то, что они нарушают законы морали, а для Боромира, принца, командира и рыцаря, первый из законов - верность своему слову.

Думаю, Боромир в тот момент понял, что такое сила Кольца и какое несчастье он навлек бы на Гондор, если бы принес Кольцо туда, поэтому им овладевает такое глубокое отчаяние, поэтому он бросается в бой с орками - в героической гибели он видит искупление за свое отступничество.

Мне Фарамир с его пониманием патриотизма чем-то напоминает добровольцев в Гражданской войне - два основных мотива в их воспоминаниях «Святая Русь погибла, так погибнем же вместе с ней» и «если бы мы поступали как большевики, мы бы победили, но мы не хотим быть такими как они». Мне даже кажется, что именно из-за этого добровольцы разошлись с казаками. Не хотели станичники умирать за непонятные принципы, за какую-то Святую Русь (они себя и русскими-то ведь не считали), они-то как раз были «буквальными» патриотами: «вот моя деревня, вот мой край родной». А добровольцы сражались за ту Русь, которой никогда и не было, за идеальную, небесную Русь, против того, чтобы Русь превратилась в Империю Зла. И погибли. Казаки потом тоже большей частью погибли, но успели увидеть, как Дон и Кубань превращаются в часть большевистской империи.

Толкин был все-таки сказочником, он спас Гондор и свободные земли за счет чуда, а вся история с Роковой горой стоит только на чуде. А вот добровольцы чуда так и не дождались.

Что же касается наших времен, то замечу еще - я в наших «патриотах» очень много вижу патриотизма по модели Боромира. Главное, чтобы страна осталась жива, а какой она будет - неважно. И что придется сделать для того, чтобы ее сохранить, тоже неважно. Предавать, убивать, обманывать - вообще нельзя, но если для блага к России и из любви к России, то можно. Поэтому меня пугают наши патриоты - я в них все время вижу что-то орочье."

ethics2, sociology7

Previous post Next post
Up