http://ivanov-petrov.livejournal.com/841763.html?thread=34317091#t34317091caveman_jackobВ связи христианством есть и более фундаментальное объяснение - линейная и "одноразовая" концепция времени - единый сюжет движения от акта творения к концу света. В секулярном (
(
Read more... )
Циклическое времяощущение не то, чтобы не знает начала и конца, - вспомним греческое понятие "айон", - но оно не придает им ценностного значения и не озабочено встраиванием своей жизни в цельный сакральный сюжет, не соотносит свои поступки с грядущим последним Судом и т.д. К тому же, греки вовсе не считали свой айон единственным и окончательным, они равнодушно допускали, что эти айоны повторяются во времени (новые циклы) и пространстве (другие миры). А это тот же циклизм ("...вечно-живой огонь, мерами вспыхивающий и мерами угасающий").
Вообще, циклическое времяощущение, как и линейное, неотъемлемо присуще человеку. Их совмещение - это наш непосредственный опыт: повторяющийся цикл дня и года, но при этом одноразовый линейный сюжет жизни - от рождения до смерти. (Жизнь человека, впрочем, часто мыслится как звено родового цикла). Поэтому реплики о том, что в Средние века у крестьян было циклическое времяощущение, а в античности бывало и линейное, бьют мимо цели. Речь не о том, что "было" (было и то, и другое - всегда), а о том, что доминировало в системе ценностей. Как бы ни были в Средние века неграмотны крестьяне и сельские священники (многие из которых не читали библии), - они не были в неведении относительно главного сюжета, в котором жили и с которым сверялись, - от сотворения мира до Страшного суда.
Я думаю, что разница культур не в том, что одна изобрела себе линейное время, а другая циклическое. На повседневном уровне всегда присутствуют обе парадигмы: базовым пакетом мировоззренческого "софта" все снабжены более или менее одинаково. Важный именно для этого разговора критерий различия - в том, имеется ли в культуре единый ("линейный") сакральный сюжет или нет. Т.е. речь не о выборе между "линией" и "циклом", а о НАЛИЧИИ ИЛИ ОТСУТСТВИИ "линии" как особого сакрального мировоззрения.
Почему прогресс можно считать обмирщенным вариантом идеи сакральной истории? Потому что в прогрессе главное вовсе не бесконечность (такой ценности в прогрессистской идеологии нет), а движение "от худшего к лучшему". Всякий ракурс прогресса подразумевает переход от плохого состояния (нет радио) к хорошему, наконец, состоянию (вот уже и радио есть). На этом и реклама строится: как плохо было без "этого", и как хорошо стало с "этим". (К циклическому времяощущению это уж никак не может восходить.) Что исходные "плохие" и конечные "хорошие" пункты всегда условны и лабильны, - не так важно; что прогресс оборачивается дурной бесконечностью, - дело вторичное.
Но в пределе прогрессист все-таки подразумевает некий вариант Царствия Божия на земле, когда моральное и техническое совершенствование доведет нас, наконец, до состояния счастья. Без этой условной и туманной цели прогресс вряд ли мыслим. Другое дело - что эта "эсхатология" больше напоминает вечно манящий пук сена, подвешенный на удочке перед мордой осла. Ну так ослу - ослово…
Reply
Reply
Reply
Leave a comment