Дневники Шмемана: "у американцев предельно неразвита внутренняя жизнь"

Sep 21, 2007 15:40

Американская болезнь: патологическая боязнь не быть популярной, выпасть из круговой поруки того социального микроорганизма, к которому принадлежишь. Сколько в Америке держится на этой псевдодружбе, псевдоинтересе друг к другу, на своего рода "ритуальном" и "символическом" единстве. И все это из-за боязни, столь же патологической, остаться, хоть и ( Read more... )

psychology3, religio2

Leave a comment

ajawa_took September 21 2007, 18:20:44 UTC

Мне кажется, более или менее болезненное желание не выпасть из коллектива присутствует в русском и в американском обществе в равной мере, но думают и говорят о нем по-разному. Разница, которую замечает Шмеман скорее в том, что в Америке это общее желание (принадлежать к неважно какому коллективу) считается нормальным, и обсуждается на том же уровне, как желание иметь горячую воду в доме. В этом смысле, очень верное сравнение у vsopvs, что американцы к многим вопросам подходят очень прагматически, а не философски. А в русском обществе это общее желание считается стыдным (потому-то часть руссих американцев в этой дискуссии и спешит защитить америку от обидного поклепа), но желание-то общечеловеческое, и оно находит другой выход. У большинства русских, как и у большинства американцев, есть коллектив, к которому важно принадлежать, с коротым важно уживаться. Но в то время, как американец дымает: "Это мой коллектив, и я буду вести себя так, что бы из него не выпасть; а у Васи другой коллектив, и ему нужно вести себя по-другому, что бы не выпасть оттуда", русский думает "Это хорошие люди, и я должен вести себя правильно, что бы быть хорошим человеком и общаться с хорошими людьми; а Вася, соответственно, общается с плохими людьми, и ведет себя неправильно, да и сам он -- ****." Естественно, американец учит ребенка быть частью (неважно какого) коллектива, а русский учит ребенка быть частью коллектива хороших (с его точки зрения) людей.

(Естественно, я слишком обобщаю.)

Reply

ivanov_petrov September 21 2007, 18:45:42 UTC
Спасибо, это очень интересное замечание. Вы сформулировали. чем же - с Вашей точки зрения - отличаются "коллективизмы" американцев и русских. Причем можно было бы выдвинуть разные гипотезы-объяснения. Что русские более индивидуалистичны; что они предпочитают неформальные коллективы - да мало ли что можно придумать. Вы высказали мысль о том. что разница - на этическое оправдание. Совершенно не важно, верная ли этика в основе или это все иллюзии - Вы сказали. что русскому важно принадлежать к группе, этически оправданной (что автоматом выделяет и группы "плохие"), американец же этически -нейтрален, и вопрос об оправданности его группы для него не стоит - какая бы ни была, это моя группа. Я не переврал Вашу мысль? Про чрезмерное обобщение все понятно - мне интереснее сформулировать правило. а частота и ограниченность его применения - это другой вопрос.

Reply

ajawa_took September 21 2007, 20:41:50 UTC

Конечно, на словах - важность этического оправдания.

Но есть у меня тяжелое подозрение, что для очень многих русских эта этика вторична, она служит фиговым листом, прикрывающим постыдное желание принадлежать к неважно-какому коллективу. Американцы не видят в этом желании ничего стыдного, вот им и фиговый лист не нужен. Конечно, я опять утрирую: у американца огромный выбор, к какому коллективу принадлежать, и этика еще как влияет на этот выбор. Например, для подавляющего большинства рядовых американцев (о которых я, впрочем, мало что знаю) очень важный коллектив -- вокруг церкви.

Просто американец отдельно учит ребенка не выпадать из (любого) коллектива (КАК общаться), и отдельно - выбирать (в том числе и этически) правильный коллектив (С КЕМ общаться); а русские обычно смешивают в одну кучу.

Reply

(чешет в затылке) rezoner September 21 2007, 20:46:54 UTC
Я бы поспорил с последним тезисом.

Потому что и русские детей учат, вообще-то, всяким вещам из ряда "не жадничай", "не хвастайся", "не обижай слабых", и даже "не обращай внимания на дураков". Вот последнее явно относится не к описанию поведения в желательном коллективе.

Reply

Re: (чешет в затылке) ajawa_took September 21 2007, 21:02:16 UTC

Да, русские вполне учат "как не быть бякой", и даже "как не получить по башке". А вот "как сделать так, что бы тебя приняли в коллектив и считали своим" учат только в контексте своего коллектива. (Опять утрирую, для краткости и понятности.)

Reply

Re: (чешет в затылке) rezoner September 21 2007, 21:16:50 UTC
Ага, т.е. ты делаешь тут отличие в "как вести себя в коллективе" и "как туда попасть", я правильно понимаю?

Ну, да, соглашусь про русских.

Reply


Leave a comment

Up