Мне кажется, тут наиболее существенная вещь: есть некое жизнеощущение, в котором и выявляется правда. При любых других - не выявляется; а при этом - выявляется. Художники ищут средства, чтобы выделить, поддержать и направить это жизнеощущение на практике. Учёные философы объявляют, что это жизнеощущение таинственно, хотя они должны бы его описывать теоретически.
Я думаю, это так в искусстве всегда и происходит. Мне давно представилось, как Толстой ходил с образом преступной женщины, и ему этот образ непременно нужно было описать, чтобы можно было впоследствии его хоть как-то понять… Тут действительно музыка - недаром к прозе применимо понятие ритма. Наверное, образом Вы и назвали то, что я бы назвал жизнеощущением - потому что это некое устойчивое состояние души, в котором "припоминаются" или приходят на ум определённые мысли и чувства… Неважно, что длится оно недолго; важно, что именно оно первично, а мысли и чувства - это всего лишь модификаторы, атрибуты… Хотя философы издавна воображают (со времён Платона), будто это наоборот: мысли и чувства в существовании первичны (в исходном виде это "идеи"), и они каким-то образом "откладываются" на жизнеощущении, придают ему определённый облик и форму, благодаря которым о нём только можно говорить как о чём-то существующем и действительном. Преобразуются в него при осуществлении…
Всю жизнь я хотел узнать лишь одно: как всё-таки можно философски описать такие жизнеощущения, в которых выявляется правда. А не ссылаться на таинственность, непознаваемость и прочую темноту, от которой люди становятся упрямыми и упорными в произволе.
Я думаю, это так в искусстве всегда и происходит. Мне давно представилось, как Толстой ходил с образом преступной женщины, и ему этот образ непременно нужно было описать, чтобы можно было впоследствии его хоть как-то понять… Тут действительно музыка - недаром к прозе применимо понятие ритма. Наверное, образом Вы и назвали то, что я бы назвал жизнеощущением - потому что это некое устойчивое состояние души, в котором "припоминаются" или приходят на ум определённые мысли и чувства… Неважно, что длится оно недолго; важно, что именно оно первично, а мысли и чувства - это всего лишь модификаторы, атрибуты… Хотя философы издавна воображают (со времён Платона), будто это наоборот: мысли и чувства в существовании первичны (в исходном виде это "идеи"), и они каким-то образом "откладываются" на жизнеощущении, придают ему определённый облик и форму, благодаря которым о нём только можно говорить как о чём-то существующем и действительном. Преобразуются в него при осуществлении…
Всю жизнь я хотел узнать лишь одно: как всё-таки можно философски описать такие жизнеощущения, в которых выявляется правда. А не ссылаться на таинственность, непознаваемость и прочую темноту, от которой люди становятся упрямыми и упорными в произволе.
Reply
Возможно, вы имеете в виду состояния, которые Маслоу и Уилсон называли пиковым опытом (peak experience).
Reply
Reply
Leave a comment