первородный грех?
Это (по крайней мере после Августина) вызывает массу кривотолков, среди которых даже не ясно, есть ли прямотолки. Есть те, кому не ясно, хотя есть и те, кому все ясно.
Не думаю, что тут все - теологи. Но концепция настолько общая и мощная, что, наверное, все с ней сталкивались и хоть что-то там себе подумали.
Мне представляется, что все вещи в природе хороши, когда они следуют естественным путем. То есть природа, как она есть - вполне хороша. Помню о лесных пожарах и готов принять комаров и клещей. Вот всё это вместе - как-то вполне правильно.
А когда я представляю естественного человека, который развился согласно природе, так же привольно следуя руслу, как реки, и так же отзываясь на напряжения, как горы - я понимаю, что это мразь. Растущий по природным законам человек - плох. Вот это бы я и понимал под первородным грехом: что для того, чтобы человек был нормальным, мало быть естественным, очень мало. Да, большой грех.