***

Jan 15, 2024 09:59


Read more... )

livejournal2

Leave a comment

axsmyth January 16 2024, 23:16:30 UTC
-картинка переворачивается вверх ногами (говорят, на это уходит всего несколько дней)
С чего бы это? Переворачивается относительно чего? Откуда данные, что младенец рождается с неперевёрнутой картинкой? Выдумка на ровном месте.

вертикальные и горизонтальные плоскости становятся всегда вертикалями и горизонталями, убираются перспективные искажения
Ребёнок рождается и растёт довольно долго, находясь в эгоцентрической системе мира. И лишь перемещения на управляемом транспорте привносит в жизнь человека землецентрическую картину, в которой есть вертикали (относительно земли), горизонтали и так далее. И даже во взрослом состоянии, если перейти в эгоцентрическую систему восприятия и длительно её удерживать, то горизонтали и вертикали начинают терять свой смысл и замываться. К возрасту это не имеет ни малейшего отношения.

Ведь изображение, которое "поступает в мозг", на самом деле:
перевернутое вверх ногами
На самом деле сетчатка с самого начала расположена в глазу «верхом» вниз. Не? (это, конечно шутка, но из той серии, где шутки ну совсем чуток) Подумайте об этом.

убираются перспективные искажения (пример - именно для этого высокие здания фотографируют на tilt-shift объективы, либо исправляют вертикали, искаженные перспективой, на монтаже, иначе выглядит "не натурально";
Вообще говоря, умение видеть прямую линию - это особый навык. Этот навык происходит из умения совершать мнимое смещение линии, почти совпадающей с линией взгляда (это, так сказать, оригинал любой и всякой прямой), в любую сторону. При этом, если смещать этот оригинал прямой линии в относительно короткий отрезок другой прямой, то именно в таком случае и возникает, а позже и закрепляется иллюзия прямой линии. Поскольку прямая линия есть полный нонсенс для человеческого восприятия. В том смысле, что на её месте существует лишь иллюзия, когда в действительности есть множество изогнутых линий. Хотя чрезвычайно полезная иллюзия, хорошо коррелирующая с физикой окружающего мира. Если научиться удерживать «исходный взгляд без прямых, то можно вживую наблюдать эффект, видимый обычно лишь в определённом типе съёмки, когда прямая линия, по мере смещения снимаемого кадра, изгибается и выгибается, туда и сюда. Это не просто, но и не слишком сложно.

Reply

snk1965 January 18 2024, 00:17:19 UTC
Это был лишь краткий тизер, причём только на узкую тему зрительного восприятия (кстати, человек видит не только внешний, но и внутренний, "вымышленный" мир - теми же "мозговыми" рецепторами; и зрительная, "световая" информация приходит не только из глазных рецепторов - видеть можно и руками). Но в целом, как рецепторное восприятие формирует в мозге психическую картину мира - загадка сия велика есть. И это не единственная загадка, есть ещё загадка символизации, "обречивания" мира - происхождение речи (пока) непонятно, как и механизм её инициации.
Ну, и тэдэ, и тэпе.
Нейропсихология, как наука, только формируется - можете присоединяться, пока места не заняты и все нобелевки не розданы.

Reply

axsmyth January 18 2024, 07:35:26 UTC

Судя по тизеру, она формируется как лженаука.

Зрительная картина формируется не в мозгу, а во всём теле. Причём разные уровни разрешения формируются в разных частях тела. Наиболее крупное разрешение формируется спиной, грудью и животом и бёдрами. Более мелкие уровни - лицом, предплечьями. Самое мелкое разрешение формируется ладонями и кончиками пальцев - поэтому видеть можно и руками, буквальным образом ощупывая что-либо. То, что вы назвали внутренним миром, а я называю умом (удивляет несказанно, почему это значимое слово исчезло из речевого обихода, подменённое неким «мозгом») мы формируем при помощи кишечника.

А слепое пятно, центральная ямка и прочее - это всё не психологические, не нейронные, а физиологические элементы. Чёт про стекловидное тело забыли.

Если бы в тизере было упомянуто хотя о половине того, что я написал в ответ на ваш комментарий, я бы первый ломанулся в новую область знакомиться с работами. А так - эти люди сели мимо лодки.

Reply

snk1965 January 18 2024, 13:01:00 UTC
>> "То, что вы назвали внутренним миром, а я называю умом (удивляет несказанно, почему это значимое слово исчезло из речевого обихода, подменённое неким «мозгом») мы формируем при помощи кишечника."
"Ум", "мозг"... Ну, хард и софт, всё-таки, различаются по смыслу. Вы, видимо, имели ввиду не "мозг", а "разум" (который тоже не совсем "ум", в тонкостях словоупотребления). И таки да, симбионты в кишечнике также участвуют в сигнальной (пред)обработке воздействия окружающей среды, тем самым участвуя в формировании психической (внутренней) картины мира.

>> "она формируется как лженаука"
Почти. Хотя и не "лже-", но и не традиционная, основанная на инструментальном методе. Это новое направление, которое пытается объединить традиционный научный метод и техники работы с квалиа, которые разработаны, в том числе, буддистами (то, что наши нейрофизиологи называют "буддистской наукой").
Но и в "обычной" нейрофизиологии много нового в последнее время обнаружено, так, что даже нервную систему как строго локализованную функциональную систему в пору переопределять - весь организм (включая симбионтов) работает как единая хитро-тесно интегрированная метасистема по сбору, хранению и обработке сигналов/воздействий внешней среды. Но помимо решения утилитарной задачи по самосохранению этой локализованной (мета)системы, в этом смысле ничем принципиальным не отличающейся от сложного механизма типа компьютера, в ней (видимо, на основе ЦНС) возникло нечто - психический, "идеальный" мир, многомерный мир многомерных абстракций, который - вот ведь смех - физически(!) связывает, объединяет эту (мета)систему со всем окружающим миром, причём - создавая попутно время (которое в совр.физике перестало быть даже параметром). Что это за мир, и как он взаимодействует с миром-вовне - вот вопрос, на который пока нет даже приблизительного ответа. Тот словесный мусор, который вы напечатали в комменте, как это ни странно прозвучит, но вполне отражает современное положение дел в этой области - общий разброд и шатание. Сейчас уже накоплен огромный массив данных (нейро- и просто физиологами, психологами, этологами, специалистами по AI и тп), но, по мнению специалистов, не хватает "точки опоры", идеи, которая позволит так посмотреть на накопленное, что появится его понимание. В общем, нужно до- или пере-опреюделять термины, заново выделять функционалы и генерировать свежие, неординарные идеи и методы их проверки.

>> "я бы первый ломанулся в новую область знакомиться с работами"
Не надо туда ломиться - двери распахнуты настежь. И работ по нейротематике сейчас публикуется больше, чем по физике с химией вместе взятых (вот только толку-то...).

(доброжелательный смайл)

Reply

axsmyth January 18 2024, 14:08:48 UTC

Если внимательно присмотреться к словоупотреблению «мозга», например, в исходном комментарии, про формирование в мозгу изображения, то станет понятно, что речь идёт скорее о софте, нежели о харде. Поскольку никакого изображения в мозге не формируется. Несмотря на исследования, которые вроде бы обнаружили в мозге аналог графической памяти. Вроде бы, но нет.

Когда я говорил про кишечник, я не имел в виду никаких симбионтов. Именно кишечник является репрезентативной зоной ума.

Вообще не понял, что именно вы назвали словесным мусором. Лично я не делю мир на внешний и внутренний, ежели что. Полагаю такой подход абсурдным.

Что до нюансов работы подсистем восприятия (модальности: зрительная, слуховая, etc.), то исследовать и моделировать их относительно не сложно. Вполне достаточно последовательно производить расспросы тех, кто согласен поучаствовать в исследовании (вместо теоретизирования и отсылок на анатомию). Я этим занимался, в частности, в отношении работы зрения. Результаты таких поисков показывают, что современные представления о работе зрения (глаз - фотоаппарат, а мозг - компьютер) гораздо дальше от действительности, чем, скажем, древнее воззрение, что люди видят посредством длинных невидимых щупалец, выходящих из живота через глаза, которыми они ощупывают всё, что находится в пределах обзора.

Reply

snk1965 January 18 2024, 16:56:52 UTC
>> "Если внимательно присмотреться к словоупотреблению «мозга», например, в исходном комментарии, про формирование в мозгу изображения, то станет понятно, что речь идёт скорее о софте, нежели о харде."
«изображение, которое "поступает в мозг"»

>> "что именно вы назвали словесным мусором"
Когда-то-термины превратились в слова, т.е. - для научных нужд - в мусор.
Наука сочиняет сказки тексты из терминов, а не сапоги точает и не в буриме словами играет. (Я не придираюсь к грамотности вашего текста, структурно он вполне мне понятен, да и его смысл я, возможно, правильно понял)

>> "Именно кишечник является репрезентативной зоной ума."
Нервная трубка у нематоды расположена, конечно, вдоль кишечника, но всё-таки не в нём же... Хотя, быть может, вы имели ввиду, что если из попки вырвать волосок, то из глазок слёзки потекут? То, что в организме всё связано? Или то, что все мы задним умом крепки?..

>> "Поскольку никакого изображения в мозге не формируется."
Именно в ЦНС (по современным именно научным воззрениям) формируется устойчивое отображение воздействия на зрительные рецепторы, т.е. формируется образ, сиречь - изображение (где ж ему ещё-то формироваться и сохраняться?)

>> "Что до нюансов работы подсистем восприятия (модальности: зрительная, слуховая, etc.), то исследовать и моделировать их относительно не сложно. Вполне достаточно..."
Ох... (трижды)
Но про ощупывание взглядом - красиво, не знал о таком "спрутном" образе. Спасибо.

>> "современные представления о работе зрения (глаз - фотоаппарат, а мозг - компьютер)"
Нет таких современных представлений.
Но вопрос "человек - механизм или не очень?" остаётся открытым. Это довольно... трудная мировоззренческая дилемма. И социально опасная.

Reply

axsmyth January 18 2024, 17:56:45 UTC
Нет, не волосок из попки. Если вы умеете хорошо визуализировать (строить в уме картинки), то можете провести эксперимент. Желательно, на не очень полном кишечнике. Лягте, расслабьтесь, попробуйте вообразить что угодно, лучше достаточно витиеватое, типа решить какую-нибудь геометрическую задачу. После чего достаточно большой груз, от полпуда, аккуратно разместите сверху на живот, в области кишечника. После чего попробуйте повторить предыдущую процедуру витиеватого воображения с другой задачей. Для простоты скажем, что так называемое шевеление извилинами на самом деле производится шевелением кишечника, имеющего свою собственную нервную систему управления, кстати. Эксперимент относительно туповатый, но показательный.
Изображение, как таковое, формируется либо перед нашими глазами (в пространстве, на бумаге, на мониторе), либо перед глазами ума. Больше нигде изображения не возникает. Всё остальное некие сигналы. Да, можно с некоей долей абстракции говорить об изображении, сформированном в графической памяти видеоконтроллера, но эта аналогия полностью неуместна даже в отношении зрительной части коры мозга. Несмотря на сообщения, что это удавалось в примерной форме. Научные сказки - те ещё заморочки. А вот вывод изображения на поверхность спины с помощью спецприспособлений для слепого - это уже близко к рабочим механизмам зрения. И реально может помочь человеку ориентироваться в пространстве, поскольку для крупных пространственных объектов при зрении репрезентативной зоной является именно спина и грудь для чуть меньших. Я это к чему? Если бы те же экспериментаторы снимали наборы сигналов со спины и груди (я про мышечный корсет оных), то результаты у них стали бы получаться вполне себе реальные. А они в мозги проволочки суют.
Человек-механизм? Не. Человек думает, видит, слышит и всё остальное - человеком.

Ещё раз насчёт мозга. И поступающих туда изображений. Так повелось в наше время, что мозг стал метафорой заменителем понятия ум. Буквально. Вполне свободно можно слышать выражения типа «я увидел в мозгу то-то», или «у меня в мозгу мелькнула мысль». Именно этот штамп и шаблон отвечает за наши представления о нахождении сознания (ещё один синоним ума для случаев, когда речь не идёт о непосредственном наблюдении, а об умственном) и ума в мозге. Этот шаблон был порождён исключительно фантастической литературой вкупе с профанационно-популяризаторскими моделями. И не более того. Кстати, я имел возможность сравнить частоту употребления выражений со словом «ум» до внедрения мозговых шаблонов с нонешней частотой употребления мозговых штампов. Вынужден признать, что актуальность народного словоупотребления в случае «мозга» намного выше, и употребления витиеватее.

Спрутоподобную модель находил лишь в том виде, что за счёт этих щупалец человек как бы ощупывает животом окружающие предметы. Модель вроде бы древнегреческая. На самом деле имеет место последовательное ощупывание. Сначала спиной (самые крупные), потом грудью, потом плечами (часть руки от плеча до локтя), животом, лицом, ладонями и кончиками пальцев. Подушечки пальцев как репрезентативные зоны отвечают за самые мелкие детали зрительного восприятия. При этом эти мелкие детали складываются в более крупные блоки уже хуже, нужно задействовать ладони.

Reply

snk1965 January 19 2024, 19:44:05 UTC
Интересная у вас идеастазия, не слышал о подобной.

Нет, у меня ни семантические ("идейные"), ни экстрасенсорные действия не приводят к экставозбуждению традиционной сенсорики, не "триггерят". Но мыслительная деятельность, конечно, отражается на всей нервной системе, как на сенсорных, так и на моторных нейронах.

В бытовой речи неточное (или даже неправильное) словоупотребление - обычное дело.

Reply

axsmyth January 19 2024, 20:33:04 UTC

Не понял, что именно вы здесь назвали идеостазией. Также мне совершенно не ясно, что вы называете традиционной сенсорикой. Поэтому ваше отрицание тоже остаётся мне не ясным.

Нервные системы есть разные. Помимо ЦНС есть ещё периферическая. Которая в свою очередь состоит из вегетативной, и соматической. Энтеральная нервная система (кишечника в частности) считается частью вегетативной. Хотя там всё несколько сложнее.

Поясню, я не считаю мозг средоточием или хранилищам сознания. Это распространённое заблуждение. Примерно из того же ряда, когда кровь полагается носителем генома, или души. У кого как.

Reply

snk1965 January 19 2024, 22:36:00 UTC
Идеастезия

"Традиционная сенсорика": подумал о лимоне - стало кисло во рту, и т.п.

У меня нет медицинского образования, но "Славянская ассоциация онтопсихологии", да и сама "онтопсихология"... (пожал плечами с сомнением). На мой вкус, "гастроэнтеральные онтопсихологи" звучит круче даже "российских философов", не то што британских учёных.
(Прочитал пару страниц статьи...)

Извините, но я вряд ли смогу поддержать разговор на столь высокопрофессиональном уровне.

(задумался, какой тип смайла поставить, да так ничего и не придумал)

Reply

axsmyth January 19 2024, 23:03:01 UTC

Статью я воткнул первую попавшуюся из тех, что относительно подальше от популизма. Смысл же в том, что в этих сложноустроенных системах столько всего ещё кроется, что к этому только ещё стали прикасаться. Я вам приводил эксперимент с гирей. Можно ещё попробовать противоположный, но технически это сложнее. В общем, нужно освободить кишечник от содержимого, сочетая прерывистое воздержание от еды (лёгкая безмясная еда, чередующаяся с 1-2 дневными воздержаниями, плюс что-нибудь вроде прокшаланы, очистка кишечника промывкой от остатков). Когда тело успокаивается, войдя в такой режим, а кишечник оказывается полностью пустым, наступает несравненная ясность ума.

Или вот, есть техники висцерального массажа. Например, школа Огулова. Курсы такого массажа сильно уменьшают проблематику аутистов, и даже помогают в случаях синдрома Дауна. И возникают вопросы - а откуда такая связь?

У меня тоже нет медицинского образования. И разговор этот не могу счесть профессиональным ни разу. По поводу «подумать о лимоне» - это просто условный рефлекс. Я бы не стал это называть сенсорикой.

А за беседу спасибо. Правда. Редко удаётся такое получить от человека с другими воззрениями. Обычно, всё «падает», как только выясняется, что разногласия есть. Либо, что хуже, начинается срач. А так - всё вполне благопристойно, и ощущение хорошего потенциала от вас, как от собеседника. Спасибо.

Reply

napoli January 19 2024, 23:15:48 UTC
У аутистов ещё симптоматика улучшается, если их перевести на анти-воспалительную или кето-диету. Т.е. если их изначально кормят как обычных людей, а потом делают то, что вы описываете, то это уже как минимум устранение воспалительных факторов из системы.

Reply

axsmyth January 19 2024, 23:36:26 UTC

Возможно. Но я сильно не уверен, что из упомянутого приоритетнее.

А тут ещё получается, что, помимо аутизма, ещё и синдром раздражённого кишечника.

Reply

axsmyth January 20 2024, 13:46:38 UTC

Подумал. Если вы идеастазией назвали модель зрения, о которой я говорю, то вынужден вас разочаровать. Я снимал эту модель не с себя, а со своих, если можно так выразиться, пациентов. Их и вправду можно назвать пациентами, так как вытерпеть столь долгие и нудные расспросы мало кто может, что вполне подтверждается на опыте. Тем не менее, я им очень благодарен, поскольку они позволили наткнуться на такую вот модель. И ни какой-то там фигни, а модель зрения.

Reply

snk1965 January 20 2024, 17:58:24 UTC
Я тоже в некоторой задумчивости.

Нет, идеастазия - это отображение мыслительных процессов на сенсорику и в целом на ПНС ("думанье животом" и т.п.). В слабом виде - обычное явление, хотя и редко рефлексируемое.
А смешение зрительного восприятия с тактильным (или иным) - это синестезия.
Опросы - сложный инструмент, сложнее измерений в квантовой механике. Даже с собственным квалиа трудно разобраться, а уж с чужим...

Reply

axsmyth January 20 2024, 18:34:40 UTC

С квалиа разобраться не сложно, если придерживаться строгой системы.

На предмет думанья животом - я не подразумевал ничего подобного. Попробую пояснить.
Если вы прикоснётесь пальцем к щеке, то произойдёт одно из двух. Вы почувствуете пальцем щёку, либо вы почувствуете щекой палец. В принципе, не сложно переключаться между этими ощущениями. Но в любой момент времени в сознании будет присутствовать только одно из них. Второе же, ответное ощущение, на которое, умея, можно переключиться, я называю репрезентативной опорой. Или, если вести речь о всей совокупности подобных ощущений, репрезентативной зоной. В случае ума, его репрезентативной зоной выступает, в основном, кишечник. В случае зрения - почти всё тело. Сложность здесь только в том, что пребывая в настройках восприятия, принятых в мире нашей сегодняшней повседневности, почти невозможно поменять местами воспринимаемое и репрезентативную опору для того же ума. Возможно, в древнегреческой повседневности это было несколько проще. Тем не менее, нужно заметить, что для зрения в качестве первой репрезентативной зоны обнаруживается как раз живот. и «ощупывание животом» - было самой первой метафорой, которую я услышал от своего пациента.
Кстати, воздействие некоторых препаратов, например, сальвии, может вызывать сдвиг репрезентативных областей, подключая дополнительные. У меня был опыт такого сорта, когда произошло смешение зрительной и кинестетической модальности так, что пощипывание кожи на предплечье, вызванного солнечным ожогом (сгорел), вдруг стало видеться как лес червеподобных чуть извивающихся выростов на коже, причём разноцветных. Само пощипывание при этом перестало ощущаться.

Reply


Leave a comment

Up