Три стадии способности

Mar 15, 2023 00:01

Три ступени ума (знания, умения и интуиция)
Речь о трех стадиях, которые проходит почти любая способность, от способности готовить еду до способности любить. Рассказывать мне удобнее на примере способности быть разумным, на примере ума. В конце будет вопрос о третьей стадии - с ней не все понятно, и мне интересно, какие слова найдут читатели для описания этой стадии.

А первые две стадии всем известны и достаточно банальны. Первая стадия называется знанием. Люди узнают нечто и, узнав, теперь - знающие. Можно прочесть, можно услышать или увидеть. Это всем известно, у нас информационное общество, то есть это - совершенно обыденная и всем понятная штука. Знания отличаются тем, что относительно нейтральны, а считают их абсолютно нейтральными. То есть одно знание как бы не зависит от другого - точнее, зависит в слабой степени. Можно нечто знать, а то, что совсем рядом с этим - не знать. Знание почти не влияет на носителя знания. Можно нечто знать или не знать - и оставаться примерно одним и тем же человеком. Поэтому легко делают вывод, что знание абсолютно нейтрально и что его можно "переписать в компьютер", что "информацию" можно записать в виде баз знаний и программ, а потом такую же извлечь обратно. В общем, из нейтральности знаний делаются очень сильные выводы, хотя знания не нейтральны - они почти нейтральны. По поводу усвоения знаний есть специфические пороки - лень, тупость. Знания узнавать может быть не интересно, или лень, или они слишком велики и громоздки, не помещаются, надо по кусочкам. Исходя из свойств знания делаются далекие рассуждения о свойствах "субъекта", того, кто знает. Он такой нейтральный, холодно-наблюдательный, неизменный - каких знаний ты ему в мешок ни напихай, он остается таким же. Это целая психология знания и свойств знающего субъекта. Отсюда, между прочим, делают некоторые заключения о том, каким будет ИИ, каков будет его характер и как он будет себя вести: из представлений о психологии "субъекта знания".


(C) zh3l

Вторая стадия обычно называется умением, или - иногда - пониманием. Опять же, штука всем понятная. Как знания можно "прочитать", та умения - "натренировать". Знания применяются к некоторым действиям, повторяются, применяясь к особенностям конкретного случая - и получается умение. Уменя много менее нейтральны, чем знания. Близкие умения взаимодействуют довольно сильно - облегчают усвоения каких-то рядом лежащих умений и затрудняют обучение другим, противоположным умениям. Умения довольно сильно меняют своего носителя. Это часто называют "профессиональной деформацией", для молотка мир состоит из гвоздей, для безногой птицы все деревья - без ветвей. Умения взаимодействуют между собой, причем иногда сложным образом - они усиливают или ослабляют друг друга, они изменяют человека. Совсем не только по своему профилю - вырабатываются очень неожиданные качества. Каждый человек, сообразно своей оригинальности, учится разным образом. Каждому приходится преодолевать свой характер специфическим образом, и он одновременно с конкретным умением тренирует еще что-то в себе, что взаимодействует с этим умением и меняет самого человека. Кто-то становится выдержаннее и хладнокровней, кто-то обретает умение рывка и порыва, кто-то обучается "включать аналитика", кто-то теперь может произвольно "работать эмпатией". В общем, человек умеющий уже сильно отличается от неумеющего - намного сильнее, чем знающий от незнающего. По поводу умения есть специфические пороки. Говорят: "руки кривые", рукожоп. Точно так же есть "кривой ум", плохо научающийся. Эти пороки - следствие сильной связи умения с устройством человека. То, каков данный человек, может плохо сочетаться с данным умением, или: наличный у него набор умений плохо сочетается с новым умением. Человек этот "по природе" таков, что ему данное умение даже и противопоказано - не надо ему петь, не стоит ему рисовать, не надо ему думать, он это делает так, что лучше бы не брался. Или - надо переделывать его природу, что очень трудозатратно. Тут можно говорить о "психологии умеющего" или "понимающего".

Первые две стадии уже освоены цивилизационно, говорить о них легко, все это понимают из собственного опыта. Третья стадия пока встречается редко. Нет понятного всем названия, нет ощущения, как это работает. На третьей стадии, которую я назову "интуицией" (слово настолько разболтано, что хуже ему от такого смысла не будет), способность впитывается устройством человека и сильнейшим образом человека преобразует. Знания пассивно узнают; умения активно тренируют; интуицию вживляют самоизменением. Иногда рождаются с наследственной способностью - как рождаются особенно сильные или особенно сообразительные. Такой вот стадии впечатывания, что умение становится как бы врожденным, входящим в самую глубину, можно достичь и относительно того, что прежде не умел и не знал.

Это совершенно не нейтральная вещь, сильнейшим образом преобразует человека. Это - причина, почему люди не понимают даже самое ясное изложение. Наверняка сталкивались - вы кому-то объясняете. Он вроде понял - знания усвоил, может применять, понимает как преобразовать к конкретной задаче. Но вот вы потом видите его тексты или примеры работы - и ужасаетесь: боже, это ж с ума сойти, как он это использует, как криво, неправильно, всё не так, - и это не неумение, у него есть свои объяснения для кривуль, он там надумал что-то свое - он изменил переданное вами знание и умение, испортил, сделал какую-то жуткую дичь. Откуда это впечатление? Потому что строение ума ("природа") этого человека такая, что она изменила переданные ему знания и умения. Примеры у каждого свои; я могу вспомнить при мне обратившихся материалистов - какие из них иногда получаются верующие, это просто сказать нельзя, это кошмар. На этой стадии интуиции ответы получаются "сами собой", человек понимает всем своим существом, ему не надо долго и упорно решать задачу - ну, не всегда надо. Он теперь таков, что, просто увидев нечто, видит... продолжение, или - решение. Или открытие. Он так устроен, что для него это не то чтобы легко, но - естественно. Это то, что Декарт называл очевидностью. Глубоко личная штука, очень зависящая от природы человека.

Люди ведь между собой различаются как виды животных, они чрезвычайно разные. Ясно, что такое глубокое усвоение способности меняет всего человека, и это уже не профессиональное искажение, это - характер. Собственно, то, что называют характером, и есть совокупность усвоенных до интуиции способностей. Или неспособностей. На этой стадии не только усиления работают, но и ослабления: человек может быть решиельно не способен нечто делать или понимать. Даже простое. Все могут - а он туп как пробка. Или, много более того - он будет искажать. Говорят: "тяжелая рука". У всех при этом рецепте растения цветут, у него дохнут. Все врачи так лечат, а он - калечит и травит. Конечно, это проявляется не только с растениями и больными. Есть люди, так идущие по жизни: у них антиспособности, следствие искаженных умений. Он слово между делом скажет - вокруг поссорятся, или потеряют интерес к теме, или поймут свое бессилие изменить нечто.

На стадии знаний способность - разум - проявляется как проявление привычных, шаблонных действий, уже выученных поведенческих актов к тому или иному объекту. Вчера схватили чашку, сегодня схватили ложку. На стадии умений способность проявляется как новое поведение наличных органов, если понимать под этим "морфологию душевной жизни". Прежде этот орган так не действовал, а теперь - не противореча своему устройству, может действовать и таким образом. На стадии интуиции способность сама по себе морфологизируется и становится органом. Новым органом душевной жизни. И тем самым входит в "устройство личности". Поскольку мы всё это говорили на примере разума, разумной способности, можно назвать тот орган, которым становится разум на третьей стадии. Это - орган чувств, "глаз", если угодно. Если на первой стадии знание пассивно, может быть, может не быть, личность остается той же, если на второй стадии умение может активироваться - можно его использовать, можно не использовать, то на третьей стадии интуиция входит в устройство души - если можно так выразиться - работает независимо от желания, как, скажем, глаз видит то, что пред ним предстает. В этом смысле интуиция не способна ошибаться - по поводу увиденного можно иметь неверное суждение, но само увиденное безусловно истинно.

Легко видеть, что описывать третью стадию трудно - нет слов. Как бы вы описали эту стадию развития ума? Которая очень глубоко-личная. Любое знание, а тем более умение она видоизменяет и делает особенным, присущим данному человеку - как он это понимает, как использует, как у него это получается. Благодаря влиянию этой глубокой "природы личного ума" любое умение и даже знание не является нейтральным, каждая прочитанная кем-то книга становится особенной и отличается от прочитанной другим, "информация" становится не интерсубъективной. Эта стадия дает пороки и способности. Делает людей разными. Не позволяет говорить имеющую большой успех благоглупость - что ум один на всех, коллективный, что дваждыдвачетыре: демонстрирует принципиальную личностность разума. Который остается разумом и потому универсален. И потому же индивидуален.

psychology4, philosophy3

Previous post Next post
Up