Корень

Jun 02, 2022 00:04

Когда читаешь (слушаешь) какого-либо человека, бывает трудно разобраться... Во всем. В самом ли деле он аргументирует свою позицию. Действительно ли искренни его эмоции. Верно ли он видит ситуацию. Там масса вопросов. На выяснение можно потратить час, год, жизнь ( Read more... )

sociology7

Leave a comment

axsmyth June 2 2022, 21:26:47 UTC
Поясню. По логике того опроса само собой выходит, что люди буквально собираются умереть. И это абсурд. Да, конечно же, смерти не избежать, как грицца. Но вот хотеть её, либо же планировать - это противоречит любым потокам собственной жизненной силы, вот в чём парадокс. И мне эту простую мысль так и не удалось довести ни до одного собеседника. К примеру, план умереть через десять лет ничем не отличается от плана умереть завтра или сегодня вечером. И если есть план, значит есть и претворение его в жизнь, так сказать. В данном случае в смерть. Вот что ужаснуло меня в тех разговорах. И они делают это - вот что я вынес из того опроса. Это и есть тот самый осадочек, когда понимаешь, что подавляющее большинство людей намеренно претворяют в действительность планы смерти. При этом пока продолжают жить, поскольку так выходит, что на данный момент сила жизни мощнее, и просто так с ней не совладать. Но над этой мощью не задумываются, задумываются над противоположным. Казалось бы, естественно для живого существа вставать на сторону потока жизни. Ан нет.
Самое неприятное, что после этого я вынужден был признать, что достаточно большое количество сил и своего времени (силы жизни) потратил на аналогичные устремления-построения. Но нет худа без добра. С тех пор я потихоньку разгребаю и разбираю завалы абсурда, что успел наворотить в своей жизни. И самое главное, что у меня это, чёрт побери, получается!

Reply

ext_2805946 June 3 2022, 02:59:33 UTC
Спасибо за ответ! Ничем другим не мог он отрезонировать во мне, кроме как чувством глубокой симпатии.
Тут вот что важно: я, когда вскинулся Вам оппонировать, меньше всего стремился навязать "универсальную" точку зрения как таковую, в чём бы она ни была. (Ну, например: если Вы сами в себе обнаружите силы и смыслы упразднить свою смерть - то я только рад за Вас, хоть нам и будет, вероятно, не по пути:))...
Странным было бы мне вмешиваться с каким-либо беспокойством за Вас, но суть-то в том, что это Вы - повели некоторым образом речь "обо мне" (не конкретно, разумеется, но как о носителе некого качества, признака...), - и здесь, на мой взгляд, не смогли избежать ошибочных трактовок, непонимания. Я и пытался как-то хотя бы расширить, если не разомкнуть - этот "порочный" круг:))
Вообще - вот тут выше, по совпадению, дал комментарий ещё один собеседник: https://ivanov-petrov.livejournal.com/2392358.html?thread=189215014#t189215014 - и мне с ним практически полностью хочется согласиться (ну, я разве что несколько далековат от того, чтобы облекать всё в формальные контексты классической философии - "не моё" это как бы - хотя по меньшей мере способен адекватно понять и такой контекст:)).

Не мне судить - на пользу ли всё пошло пониманию, но в заключение я ещё разок по-простецки ткну пальцем в узелки, где рождается несогласие (и почему:)).
Совсем вот на днях хозяин этого Журнала (И.-П.) - ведь очень точно и "классично" напомнил об истоках взаимного непонимания носителями разных мировоззрений (мне могла быть не релевантна та конкретная тема, но сам принцип, безусловно, реален), то есть о причинах, по которым, предполагая обсудить "одно и то же", в реальности один собеседник высказывается "о кислом", а другой - "о квадратном" (и этим дюже возмущают друг друга:)).
Да, тут, конечно, речь о базисных ценностях - куда же нам без..?:) И, конкретно, о том, что нечто сверхвлиятельное, сверхпринципиальное для одного - может быть совершенно ничтожным и не существенным для другого. То есть не оказывающим никакого влияния на его поведение, предпочтения, "линию жизни".
Примеров можно вспомнить сколько угодно: "о Боге", "о жизни на Марсе", "о конце света", "о вегетарьянстве" (я, к примеру, не мясоед, но без малейшей "идейности": просто моему организму это чуждо - как и, скажем, спиртное:)) - да хоть о чём... Естественно, что это вполне может касаться и аспектов "о смерти".

Мы уже определились с тем, что смерть я воспринимаю как нечто естественное и в конечном счёте вполне себе необходимое, а значит и не вызывающее у меня ни отрицаний, ни фобий, ни вообще каких-либо сильных чувств. И ровно от этой точки отсчёта - она мне безразлична (в отличие от жизни - но не какой угодно "абстрактной" жизни, а той, в условия и границы которой я воплощён и ответственен: вот это мне важно!)
А вследствие этого - мне остаётся Вам прямо указать на конкретные Ваши слова из последней реплики, что ко мне неприменимы (или обозначат совершенно иной смысл).

>> ...план умереть через десять лет ничем не отличается от плана умереть завтра или сегодня вечером...
Во-первых, никакого "плана" нет (и нет интереса его выдумывать), а во-вторых и главных: для меня эти сроки действительно ничего не меняют и не делают отличий - знай я откуда-то (скажем, от врачей или там - от тюремщиков:)), что непременно умру тогда-то или тогда-то - это бы ровным счётом никакого влияния не оказало бы на моё поведение, мироощущение, ценности и устремления. Если б узнал, что "бессмертен" - тоже бы, в общем-то, не повлияло - хотя я бы, скорее всего, интуитивно постарался бы это выкинуть подальше из головы, чтобы не упреждать в себе преждевременно - тошность и скучность такой перспективы. Всё-таки, как по мне - конечность жизни, подобно ценности любого ограниченного ресурса - придаёт ей куда больше смысла, вкуса и энергетики (той же, одним словом, ценности:)).

(окончание - ниже)

Reply

uxus June 5 2022, 22:29:07 UTC
(Извините, тоже въ роли бывшаго активнаго комментатора - захотѣлось поучаствовать.)

[...] тошность и скучность такой перспективы.

А что если смоделировать такой поворотъ. Вотъ живётъ себѣ человѣкъ, нашедшiй нѣкiй комфортный модусъ отношенiй со Смертью, примѣрно какъ у Васъ.

И вдругъ прилетаетъ ему Откровенiе: тамъ, за гранью, никакое не небытiе, а Вѣчная Жизнь.

Да, глубокоуважаемый, извини, у тебя, какъ часто бываетъ, не спросили, но мiръ устроенъ - вотъ такъ. (Ну ещё, возможно, съ той подробностью, что если ты прямо сильно несогласенъ, то наиболѣе вѣроятная альтернатива - вѣчныя муки, а не какая-нибудь тамъ нирвана. Ещё разъ просимъ прощенiя.)

Я бы задался такимъ вопросомъ: гдѣ этому человѣку взять силъ, чтобы воспринять прилетѣвшую информацiю какъ Задачу? Причёмъ, желательно, для начала - не (только) пугающую своей неподъёмностью, а въ чёмъ-то, напримѣръ, мотивирующую?

(Всё это, разумѣется, я предлагаю разсматривать чисто гипотетически.)

Reply

ext_2805946 June 6 2022, 02:58:11 UTC
Это, конечно, другая тема, перекликающаяся с вышеперетёртой только некоторыми формальностями и некоторыми (но сугубо для меня лично) совпадениями в ответе:).
Ох, в ней тоже легко утонуть (а я обычно после таких разговоров уползаю на полгодика помолчать:)), но уж коли поднял волну... Я только сразу уточню, надежду выражу, что Вы уж, конечно, не ждёте от меня в ответ чего-то большего, нежели моё сугубо личное: вот как я для себя и почему нечто определяю? Интенции "делай как я" - тут не будет.

Начнём с "загробной жизни" самой по себе, - но тут сразу и понятно, что "сама по себе" она для меня штука (информация, весть) маловажная, если не ничтожная. Ведь смерть и ограниченная длительность земного существования меня не пугает и не озадачивает, а с ними - с земным существованием, имеющим свой срок - ничего ведь не поменяется. Эту жизнь всё равно будет важно достойно прожить, она всё равно у меня будет одна, уникальная, и это всё так же своей логикой единственного и ограниченного ресурса - придаст ей и смыслов, и ценности.
Так что на первый этот вопрос - ответ совсем прост: ничего это не поменяет, и полученную весть можно будет смело отложить в "депо неактуальных знаний" до посмертных времён (подобно знанию о грядущей тепловой смерти вселенной:))). Тем более - что под большим сомнением или, как минимум, неизвестностью останется принципиальный вопрос: а полагать ли, что это всё ещё буду "я" - то нечто, которое якобы продолжит существовать за моим "земным гробом"? В догматах и дебатах религий - об этом самые разные вариации (как даже и о том, когда, собственно, ждать "перевоплощения": сразу как лёг в гроб - или только после Апокалипсиса и всепланетарной метаморфозы, и т.д. и т.п. Но если моя суть в этой метаморфозе кардинально изменится (например, исчезнет моя "греховная сущность", необходимая для свободного выбора и ответственности, для самостояния) - то и жизнь та "загробная" станет уже не моя, а мне-земному до неё будет дела не больше, чем и во всех прочих вариантах где "из меня" будет выстроена иная жизнь: жизнь ли львят, которым скормит меня их мама, или червей и травы, всё равно. И по сути - таким фактором вполне может выступать даже сама утеря смертности: для меня-земного важна и ценна моя смертность, если я её сохраняю лишь на земле - то это на сей момент и будет для меня жизнь единственная ценная, важная и моя! - а не какой-то новой сущности, кардинально от меня отличной бессмертием.

Но, повторюсь, последний абзац излишне гипотетичен, однако и избыточен. Возможность "что-то там есть после смерти" - не меняет (для меня) отношения к земной жизни: она-то не денется от этого никуда.
Однако, мы с Вами понимаем в Вашем комплексном вопросе - что само по себе "загробное бессмертие" тут маргинальная деталь. Главная скрипка передаётся как бы вопросу "о существовании Бога" - и не в тех бесчисленно-абстрактных аспектах "откуда есть-пошла Вселенная" или даже "по чьему там образу и подобию... за что... и кто виноват...", а вот Вы очень конкретно намекаете: что "по условию Вашей задачки" есть - узнаём мы, дескать, "из первых рук" - некая объективная и неодолимая внешняя сила, которая из её собственных установок "после гроба" дальнейшую судьбу мне назначит без моего выбора и согласия, вплоть до очень незавидных вероятностей.
Отвечу, что ж. Но - давайте уже отдельным комментом:)

Reply

ext_2805946 June 6 2022, 04:12:57 UTC
Итак:
вот я (вопрос же, признаемся, обо мне?:)), как Вы говорите - "нашедшiй нѣкiй комфортный модусъ отношенiй со Смертью", но... на самом-то деле это чушь:) - ни с какой смертью никаких "отношений" я не искал - мне ж это просто не интересно:)
А что же "искал"? - да вроде бы достаточно очевидно, что "отношений с жизнью"...
И вот, значит, нашёл "нѣкiй комфортный модусъ" - что, видимо, следует трактовать: некий, для себя, комплекс представлений о том - как следует жить, как не следует, что достойно в моих глазах, что не достойно, какой прожитой жизни я бы порадовался, а за какую меня бы мучила совесть и было б стыдно.

Далее: я узнаю, что мне предстоит, по завершении этой жизни, встреча с некой инстанцией.
В сущности, о ней ничего нельзя однозначно сказать ("непознаваема-с"), кроме того - что вот чего захочет со мной, то и сделает.
Меняет ли для меня эта информация что-либо? Отнюдь.
Прежде всего - это не поменяет моих убеждений и устремлений относительно "земной жизни" ("модус" которой, как мы условились, я для себя нашёл, то есть перед собой за него отвечаю).
Должен ли я делать то, что противно моей совести и моему разумению - только на том основании, что кто-то или что-то мне угрожает с неодолимой силой? Согласно моему "модусу" - нет. Причём - конечность жизни (хотя бы земной) мне тут только в помощь и во спасение: "вечными муками", "вечным концлагерем" - вероятно, можно сломить любого, но уж до смерти-то - можно и дотерпеть, сохранить себя. Это всё - на тот случай, если "всемогущая инстанция" не соответствует моим представлениям о достойном, добром и приемлемом.
Тогда тем более: я уж хотя бы земную свою жизнь, пока мне ещё дозволено - проживу так, как считаю правильным, а там уж... Властвуйте, изгаляйтесь (скверно, конечно, что "вечно", - на земле, повторимся, пытки принять всё же проще - закончатся, но если такой бесчеловечный мир Вы мне придумали, обрекли - ну, что ж? я ещё в детстве сочинил сказку про бессмертных и ни в чём не нуждающихся существ - колобков, всё о чём им оставалось безнадёжно мечтать - это только о смерти...)

Ну, а если та "инстанция" окажется, в моих понятиях, приличной и достойной? - то есть не ущемляющей в общении, способной на уважение и, как минимум, не отнимающей выбор (в том числе - и выбор по поводу "бессмертия")? -- ну, а тогда тем более: завершим-достроим свободно и достойно "земную жизнь", потом поговорим, разберёмся - или, по крайней мере, сохраним, что хотим и что ценным ощущаем, "по вере своей".

Reply

ext_2805946 June 6 2022, 04:17:57 UTC
И заметьте, что гораздо более краткий, но однозначный ответ мой на этот же вопрос - Вы, вообще-то, уже видели:
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2392358.html?thread=189240358#t189240358

Reply

uxus June 6 2022, 14:10:30 UTC
Поворотъ странный (хотя и не вполнѣ неожиданный). Смотрите, какъ это выглядитъ съ моей стороны.

Я вижу въ Вашемъ текстѣ нѣкiй проблемный (съ моей точки зрѣнiя) моментъ (я процитировалъ наиболѣе прямое его проявленiе). Для проясненiя ситуацiи я предлагаю мысленнный экспериментъ.

Я не утверждалъ, что въ нёмъ содержится изложенiе моей позицiи.

Я не утверждалъ, что воображаемаго участника Вамъ слѣдуетъ отождествить съ собой (и да, моё описанiе какъ-бы-сходства съ Вашими взглядами таково, что Вы легко можете его отвергнуть).

Рисуется чисто абстрактная, умозрительная ситуацiя. Въ ней нѣтъ необходимости ни въ какихъ деталяхъ, кромѣ упомянутыхъ прямо.

И что въ отвѣтъ?

А отвѣтъ можно понять только какъ отказъ отъ разсмотрѣнiя эксперимента. Рисуется подробная и хорошо продуманная картина мiра, исходя изъ которой собственно на заданный вопросъ можно не отвѣчать.

По-моему, съ гипотезами работать лучше иначе. Напримѣръ, спокойно разсматривая слѣдствiя - какъ нѣкую гипотетическую данность (возможно, не имѣющую никакого отношенiя къ дѣйствительности). А что сложившаяся картина мiра не нуждается въ гипотезахъ - это и такъ очевидно.

Простая же гипотеза: что если безсмертiе - просто одно изъ неотмѣняемыхъ условiй нашего существованiя, какъ какая-нибудь ДНК или кислородное дыханiе? Что тогда дѣлать?

Reply

ext_2805946 June 6 2022, 23:04:18 UTC
Гм... Мне-то казалось (бы) очевидным, что бессмысленно и безосновательно было бы подставлять в "эксперимент" что-то абстрактно-неконкретное, бесконечно разнообразное и неизвестное.
Разочаровал Вас или нет - но как-то ответить возьмусь только за себя, поскольку возможности ответа "за всех" не представляю, а рассмотреть гипотетические ответы "за каждого" мне не хватило бы никакого времени, терпения и понятий о смысле.
Если не ограничиться ответом строго от собственного лица - то в качестве исходной точки придётся как минимум сконструировать другое лицо... Но хотя моя фантазия и заведомо на много порядков беднее реальности, тем не менее её хватит на чёртову тучу вариантов. К сожалению, я не Лев Толстой, чтобы сколь-нибудь разворачивать "эксперименты" хотя бы над несколькими "по жребию", а ЖЖ - не площадка для публикаций графоманских эпопей.

Заметьте, что я и в разговоре с предыдущим собеседником нисколько не напяливал мантию "гуру по жизни" или "примера для следования/подражания", не ниспровергал других (чужих мне) выборов и модусов жизни.
Я лишь брался (в меру сил) прояснить природу того, что обрёл как своё.
Так что - прошу прощения за непонимание, но я только и мог Вам в ответ прояснить, требуется ли и каким образом ДЛЯ МЕНЯ на Ваш вопрос отвечать...
Если же Вам хотелось моих фантазий по поводу другого гипотетического субъекта, то, вероятно, Вам следовало приложить гораздо больше исходных усилий именно к тому, чтобы описать, "смоделировать" - конкретно и подробно его.
Поскольку, меня приводят в недоумение и полное несогласие вот такие Ваши посылки:
>> "...нѣтъ необходимости ни въ какихъ деталяхъ, кромѣ упомянутыхъ прямо..."
Помилуйте! Для меня от "каждой первой" детали - всё и переменится на тысячу тысяч ладов, кардинально...
Во-вторых,
мне представляется, что некоторые Ваши посылки, представляющиеся Вам "абстрактными", безотчётным для Вас образом навьючены предрассудками ("в хорошем смысле" - то есть, какими-то произвольными значениями, тогда как в реальности те же формулировки допускают бесконечный и противоречивый спектр понимания).
Как пример: наша ДНК не равномощна "существованию", "кислородное дыхание" (вспомните кОму или деменцию) - тоже... С чего Вы взяли, что и "неотменяемое бессмертие" - это какое-то простое и непротиворечивое определение, чтобы с ним можно было "абстрактно" работать?
"Бессмертие" чего? (Для меня, например, "бессмертие души" - это не моё "бессмертие", каковым также не будет и "бессмертие" моей почки или мозга, или бот-чат-симуляции в "компьютере"... Для меня даже и "бессмертие тела", если оно лишается своей эпохи и своего мира, начала и конца, - ничтожно. Но многим иным, не во всём мне понятным и не во всём интересным, людям - несомненно, определяющими станут иные "причины и следствия", иные стороны "действительности" - причём тоже самые разные...)

Наконец, в-третьих:
нельзя же проигнорировать в Вашей исходной реплике, что вопрос Вы задавали "с двойным дном", а вовсе не как "упростили" в этой:), - я потому и добросовестно делил его, как минимум, надвое.
Посмертие как "закон природы" - одно, а посмертие как инструмент для "небесной канцелярии" - другое.
(Это лишь для меня - разница по ряду соображений не столь велика, а для других - она как раз быть может огромной, но и опять же по-разному).
Меня же, действительно, в этом вопросе - на земле интересует только одна данность: "земная смерть" (ровно в смысле: окончание "земной жизни"), она - есть? (Потому что можно в "эксперимент" заложить и её исчезновение: с завтрашнего утра люди просыпаются и живут да живут - не старятся или не умирают - и "ничего с этим поделать не могут". На первый взгляд - это промежуточный такой "симбиоз" между предыдущей темой и Вашей, на самом же деле - и вовсе особенная "антиутопия", тоже сложная и непохожая для ответов).

И далее готов Вам отвечать - но, боюсь, только в отношении себя самого. Мне жаль.

Reply

uxus June 8 2022, 19:47:14 UTC
[...] некоторые Ваши посылки, представляющиеся Вам "абстрактными", безотчётным для Вас образом навьючены предрассудками

Да, тутъ я виноватъ. Выбралъ лексиконъ, отсылающiй къ довольно конкретному кругу представленiй - ради общепонятности; хотя фантастичность ситуацiи и шутливый тонъ, какъ мнѣ казалось, достаточно явно показывали, что циклиться на этомъ не обязательно. Я бы спокойно воспринялъ отвѣтъ въ стилѣ "хорошо, давайте про вѣчную жизнь, только всю эту конфессiонально-специфическую муть я сразу отброшу".

Я виноватъ-виноватъ-виноватъ - но не могу не отмѣтить, что на конфессiональной спецификѣ вродѣ бы уже нѣкоторое время настаиваете Вы, а не я ;)

[...] наша ДНК не равномощна "существованию", "кислородное дыхание" (вспомните кОму или деменцию) - тоже...

Я ничего не говорилъ про "равномощность". Я говорилъ про "неотмѣняемыя условiя". Возможно, аккуратнѣе было бы сказать "неотмѣняемыя обстоятельства", или ещё какъ-то.

Мы же не авторы факта своего собственнаго существованiя, и множества такихъ неотмѣняемыхъ деталей. Авторомъ можно объявить Бога или боговъ (злыхъ или добрыхъ), инопланетную сверхцивилизацiю, игру случая (съ подключенiемъ генетическихъ алгоритмовъ или безъ такового) и т. п. Есть аспектъ, для котораго это не очень важно.

Очевидно, всѣхъ такого рода деталей мы не знаемъ. Напримѣръ, про посмертное существованiе на уровнѣ мнѣнiй всѣ слыхали, достовѣрнаго (убѣдительнаго для скептиковъ) знанiя - примѣрно ноль.

Слѣдовательно, возможны гипотезы.

Посмертие как "закон природы" - одно, а посмертие как инструмент для "небесной канцелярии" - другое.

Вотъ я примѣряю эту дихотомiю на себя. Допустимъ, она важна. О какомъ варiантѣ я въ первую очередь стану говорить? Очевидно, о томъ, который мнѣ представляется болѣе интереснымъ, перспективнымъ (хотя бы въ планѣ проясненiя какихъ-то сложностей) и т. п.

Изъ этихъ двухъ варiантовъ Вы обсуждаете почти исключительно второй. Онъ для Васъ интереснѣе (и т. д.)?

Давайте я уточню: нѣкiй генiальный учёный изобрёлъ приборъ для общенiя съ усопшими, и оказалось... (а дальше - примѣрно по тексту моего исходного вопроса).

Чего я не понимаю: почему эту трактовку предлагаю я, а не Вы? ;)

"Бессмертие" чего?

Тутъ я плохо понимаю Ваше затрудненiе. Ладно, я попробую тоже говорить больше "отъ себя".

Моё тѣло - не "матерiя". Это, съ одной стороны, скорѣе "форма"; съ другой - условно говоря, интерфейсъ, позволяющiй что-то воспринимать и съ чѣмъ-то взаимодѣйствовать. И тамъ есть ещё что-то - много чего, труднѣе обозначаемаго словами, но явно не про "матерiю". Да, это важная часть "меня" (или аспектъ, или тутъ нужно какое-то ещё слово).

"Матерiаленъ" былъ бы мой трупъ (причёмъ дополнительно подвергнутый какой-нибудь гомогенизацiи); особыхъ сантиментовъ я къ нему почему-то не испытываю.

Какую часть "формы" можно взять съ собой (или воспроизвести на другой основѣ, если такая "подложка" тамъ вообще нужна) - я не знаю.

Что тамъ съ воспрiятiемъ (въ частности, оставленнаго земного мiра) - тоже не знаю.

Съ чѣмъ тамъ можно взаимодѣйствовать, и что для этого можетъ понадобиться - тоже.

И аналогично съ "трудноназываемыми" вещами.

Про всё это - долженъ ли я предполагать худшее? Для чего и на какомъ основанiи?

Изъ словъ "вѣчная жизнь" это худшее вродѣ бы не вытекаетъ, и ужъ точно не является основанiемъ для ея отверженiя съ порога, *до* разсмотрѣнiя возможныхъ проблемъ.

Reply

uxus June 8 2022, 19:50:21 UTC
[...] можно в "эксперимент" заложить и её исчезновение: с завтрашнего утра люди просыпаются и живут да живут - не старятся или не умирают - и "ничего с этим поделать не могут".

Да, конечно. Я же со своимъ вопросомъ встрялъ въ обсужденiе "физическаго" безсмертiя. И среагировалъ на конкретный моментъ, вообще не имѣющiй отношенiя къ этимъ подробностямъ, - напомню:

[...] тошность и скучность такой перспективы.

Вотъ я опять поговорю "отъ себя".

Возможно ли, что я конкретно завтра захочу причинить себѣ непоправимый вредъ по той причинѣ, что мнѣ невыносимо скучно?

Отвѣтъ: вѣроятность такого можно считать равной нулю. Скучно мнѣ, конечно, иногда бываетъ, но это какъ бы не поводъ, да и что дѣлать со скукой - масса варiантовъ.

Хорошо. А каковы тогда основанiя считать, что въ такой же день черезъ сто лѣтъ это всё-таки произойдётъ?

Отвѣтъ: никакихъ. Апрiорно - совершенно не понятно, почему тутъ что-то должно измѣниться.

А въ такой же день черезъ тысячу лѣтъ?

Тутъ возникаетъ дополнительная сложность: за такой срокъ, очевидно, я очень сильно измѣнюсь, и поэтому говорить объ этомъ нѣсколько труднѣе. А кромѣ того, самъ фактъ такого измѣненiя - какъ къ нему отнестись? Можетъ, этого слѣдуетъ бояться?

И вотъ вспоминаю я одного 18-лѣтняго охламона (любознательнаго и въ чёмъ-то даже неглупаго, но вообще-то довольно противнаго) - и думаю: что, если его предупредить тогда, что онъ постепенно станетъ *мной* (нынѣшнимъ)?

Да, его мiровоззрѣнiе сильно помѣняется (нѣсколько разъ), и опыта онъ наберётся всякаго (въ томъ числѣ незавиднаго). Можетъ, посовѣтовать ему, это... не дожидаться (не доживать)?

Я совершенно точно знаю, что за такой совѣтъ онъ благодаренъ бы не былъ, и прекрасно его понимаю. Я остался имъ, я живу, я объ этомъ не жалѣю.

Съ тысячей лѣтъ - то же самое. Это буду (былъ бы) не я-нынѣшнiй (во многомъ), но я себѣ совѣтую - жить.

Reply

ext_2805946 February 12 2023, 08:28:51 UTC

Что-то я тысячу лет не заходил "в эти ваши сети":) - а тут вдруг как наткнулся на не отвеченную реплику, так и зажёгся "восполнить":)))

Немножко курьёзно: Ваше "непонимание" (на которое Вы имеете суверенное право, а мне незачем покушаться) - оно же в то же время обращено не столько ко мне, сколько чуть ли не к большинству человечества, не входящему в круг авраамистских религий. Это пошире и индуизма, и тем более буддизма, но для вящей простоты - скажем так, что Вы не согласны - с Буддой. (Ну, а мне-то чего уж - претендовать...:))))

Вот две части человечества, постулирующие, кажется, "одно и то же" - сиречь, "бессмертие"... Только вот одна из них - всеми силами хочет к оному стремиться, будто к награде, тогда как другая - на всё готова, лишь бы избавиться, как от проклятия... Как так? Или - в чём же разница?

А разница-то - лежит на поверхности (хотя и не столь проста...):

Авраамическое "бессмертие" - сочинено очень своеобразно: таким образом, чтобы это было заведомо... неведомо что!:), неизвестно где и как... (но только ведь определённо - не то, чем является наша "земная" жизнь, не её "продление"!..:))

Великолепное решение! (не шучу:))

Ещё забавнее, что только в наше время - мы обрели, пожалуй, очень точный и материальный аналог (к счастью, пока ещё гипотетический): "виртуальную реальность", "матрицу" (только не ту "злую" из фильма - а совершенно гуманистическую, не правда ли? - вот оно: "избавление от бренного и обременённого грехами и бедами тела"? - "вечное блаженство" заботами и силами "сверхразума", в котором ты растворился и порождением которого, вместе со всем твоим миром, отныне стал?:))) Но не будем сейчас глядеть в эту сторону, "бог с ней", - очевидно же стало, что Вы в этой беседе простроили вопрос - об ином.

А именно - о том самом "бессмертии", которое не "на виртуально-облачных небесах", а на самой что ни на есть - всё на той же Земле, в "земной" реальности (в "человеческой"), так сказать... Так ведь это и есть: то самое, что превращает "авраамистическое благо" в "индуистское проклятие" океана, колеса или сетей сансары, так сказать?

То есть, Вы этого не понимаете или не разделяете - да ради бога! будьте счастливы! - про себя же могу только отметить, что как-то вот понимаю и ощущаю более чем...

Нельзя ведь, кстати, не заметить, - что даже и в авраамических мифах (про Агасфера и т.п.) - одно только подобное низведение бессмертия "с небес на землю" точно так же с неизбежностью превращает его сугубо в проклятие... (А с какой-такой стати? - должны бы спросить Вы...)

(окончание чуть ниже:))

Reply

uxus February 12 2023, 16:35:00 UTC
Хорошо, что Вы вернулись къ этому разговору :)

Да, отъ буддизма я далёкъ.

Буддизмъ, въ сущности, чрезвычайно логиченъ. Есть проблема - страданiе. Есть задача - отъ страданiя избавиться. Избавляемся-избавляемся-избавляемся... до полнаго уничтоженiя способнаго къ страданiю субъекта (т. е. до нирваны).

Рѣдкiй случай, когда нетривiальный (на первый взглядъ) выводъ настолько однозначно слѣдуетъ изъ исходной посылки. (Это, кажется, какая-то индiйская штука - въ нѣсколькихъ другихъ системахъ индiйскаго происхожденiя можно наблюдать нѣчто аналогичное.)

Да, такъ вотъ... - Изъ абсолютно произвольной посылки. Для меня, на самомъ дѣлѣ, это просто иллюстрацiя, почему этику/аксiологiю не стоитъ строить на голой апофатикѣ. У меня чисто интеллектуальная реакцiя на это чрезвычайно логичное построенiе - какъ на методологическую ошибку.

Не надо опредѣлять добро какъ отрицанiе зла - только и всего.

Reply

ext_2805946 February 12 2023, 21:16:08 UTC

Мне представляется, что Вы походя выплеснули ребёнка с мыльною пеной...

Да, видимо - это от Вас "далеко" (как, вообще-то, и от меня...:))) Впрочем, даже и для меня Ваше упрощение - неприемлемо (хотя я априори соглашусь с тем, что логико-апофатические проблемы присущи любой религии:))).

На самом деле мой посыл (ушедший, с очевидностью, "в молоко":)) призывал Вас задуматься лишь о том, что реально чувствуют люди на бОльшей части Земли (и на "авраамической" в том числе...), - неужели же Вы их всех (или хоть сколько-нибудь значимое число) зачисляете в "логики" и в "апофатики"?

Суть в том, что даже их инстинктивный "страх смерти" пасует перед ужасом "земного бессмертия"...

Вы напрочь проигнорировали этическую составляющую буддизма (и индуизма), хотя она то в них - главная.

"Справиться со страданием" - на самом-то деле гораздо проще: попросту _разучиться страдать_! - для этого есть множество примитивных и доступных путей, и на самом деле именно "западная цивилизация" шагает по ним самым бодрым маршем...

У принца же Гаутамы - собственно и не было этой проблемы: его на всё детство (то есть перескочив в соседней теме "про охламона" - в некотором роде, в Ваших понятиях, и "на всю жизнь") - от всех чохом "страданий" вполне успешно избавили...

Заглушить в мозгу "центры боли" и возбудить "центр удовольствия" - это ли головоломка?:)

Видишь беду в "принуждении к жизни"? - ну, обрывай её раз за разом! - тоже не ньютон бинома, фигня...

Но всё - не о том. Не "о буддизме" уж точно...

Ладно, вопрос мимо цели - хрен же с ним (и от темы далеко уведёт, не подступлюсь сейчас).

Не знаю: может, проще было и ближе по смыслу стало бы что-нибудь из популярной (поближе для нас) культуры? - ну, типа "Дня сурка", "Зеркала для героя" и других бесчисленных перепевов сюжета про "нескончаемое кольцо"? Вот с ними то - что "не так"? (Живи себе... ни за что не отвечай, "перебирай варианты" бесконечные числом... Своего рода "вечное детство" опять же...) Вот тут: в чём всё же "проклятье" (ну, как большинство же воспринимает?), отчего смысл обретается в том, чтобы "круг - разорвать"?

(Но я повторюсь, что вряд ли затяну эту беседу. Тут смысл был только в том, чтобы указать на вопросы - отвечать же на них порою не хватит и жизни:)))

Reply

uxus February 13 2023, 10:34:23 UTC
Заглушить в мозгу "центры боли" и возбудить "центр удовольствия" - это ли головоломка?:)

Для буддизма - да. Хотя, конечно, Вы постановку вопроса нѣсколько вульгаризовали... ;)

У принца же Гаутамы - собственно и не было этой проблемы [...]

Видимо, была. И всё его ученiе изложено какъ ея рѣшенiе.

Вы напрочь проигнорировали этическую составляющую буддизма (и индуизма), хотя она то в них - главная.

Въ принципѣ, это былъ бы справедливый упрёкъ - если бы не слово "главная".

Сказанное мною въ предыдущемъ комментѣ - конечно, упрощенiе. Но это - стержень и основанiе буддистскаго ученiя. "Четыре благородныя истины" (перечитайте, если такъ не помните).

Видишь беду в "принуждении к жизни"? - ну, обрывай её раз за разом! - тоже не ньютон бинома, фигня...

Къ счастью, буддисты - не примитивные матерiалисты всё-таки, о "духовномъ" (извините за кавычки) думали всерьёзъ. Самоубiйство какъ рѣшенiе тамъ отводится корректно и убѣдительно, безъ явныхъ натяжекъ. На мой вкусъ.

Но, съ другой стороны, "апофатическая ловушка" - не единственная моя претензiя къ буддизму. Напримѣръ, меня, такъ сказать, негативно впечатляетъ, съ какой лёгкостью - и на какихъ основанiяхъ - что угодно объявляется "иллюзiей". Въ нѣкоторомъ смыслѣ, мнѣ это какъ бы даётъ право къ самому буддизму отнестись аналогично ;)

На самом деле мой посыл (ушедший, с очевидностью, "в молоко":)) призывал Вас задуматься лишь о том, что реально чувствуют люди на бОльшей части Земли [...]

Нѣтъ, не "въ молоко". Хуже :)

А именно, я сейчасъ поймалъ себя на томъ, что нѣкоторая грубоватость моего обращенiя съ буддизмомъ выше - спровоцирована. Что-что, "чувства" какихъ-то тамъ воображаемыхъ миллiардовъ людей? якобы кому-то извѣстныя? это - причина мнѣ о чёмъ-то думать (или не думать) такъ или эдакъ? Извините, но на такое я рефлекторно и достаю оружiе, работающее "по площадямъ"...

(Кстати, мнѣ тутъ заодно приходитъ въ голову, что тотъ же буддизмъ, конечно, для насъ обоихъ экзотика, но я всё-таки эту штуку на себя когда-то всерьёзъ примѣрялъ, а Вы - очевидно, нѣтъ...)

[...] логико-апофатические проблемы присущи любой религии [...]

Прошу прощенiя, безъ иллюстрацiи мнѣ этотъ тезисъ абсолютно непонятенъ. (Въ частности, авраамическiя религiи, по-моему, построены совершенно иначе.)

Впрочемъ, я тоже всерьёзъ не пояснялъ своё отношенiе къ апофатическимъ обоснованiямъ - поскольку въ цѣломъ избѣгалъ прямыхъ ссылокъ на свою вѣру (или, скажемъ, на необщеобязательное знанiе). Могу пару словъ сказать объ этомъ, но только если Вы прямо попросите.

Reply

uxus February 12 2023, 17:02:35 UTC
... но разговоръ нашъ, кажется, не сходитъ съ прежняго круга.

Напомню: я выдвинулъ нѣкую гипотезу (изъ разсмотрѣнiя которой, мнѣ кажется, можно бы извлечь кое-какое пониманiе) - и въ очередной разъ читаю, что Вы категорически отказываетесь разсматривать её какъ таковую на томъ основанiи, что она Вамъ напоминаетъ что-то изъ вотъ такой-то группы религiозныхъ ученiй.

Мнѣ и само такое обоснованiе странно (и выше объ этомъ было много буквъ), но кромѣ того - для меня тутъ маячитъ рискованный такой вопросъ....

А на какомъ основанiи Вы отвергаете ученiя этой группы - если Вы, предположительно, не разсматриваете вѣрность любого изъ ихъ постулатовъ даже въ качествѣ гипотезы?

Reply

ext_2805946 February 12 2023, 22:09:30 UTC

Да, я согласен: круг давно очерчен:)

Но что Вы хотите? - возможно, слова все уже сказаны, но это же не гарантирует их восприятие, правда?

Вашу "гипотезу" я рассмотрел, но ровно настолько и так - как мог относительно себя (и подобно всему тому, как мог бы рассуждать и про "День сурка" и т.п.). Я даже указал, сколько мог, что она не претендует на новизну или оригинальность (с ней тысячелетиями живёт индуизм и т.п., да и христианство... - куда уж мне!:))

В теперешней же Вашей реплике - немножко удивляет и разочаровывает "откат назад", к вопросам, казалось бы, отставленным...

"Учения этой группы" - это авраамические, да? Вы снова про них? (Хотя я уж совсем не стремился...:))) - а то же, вроде, наоборот упрекали, что я их касаюсь, когда Ваш вопрос "о другом"???

Уверен, что это опять будет "мимо". :)

Если начнём про логику, апофатику, аксиологию и т.п. - то застрянем примерно на уровне Вашей "критики буддизма":)))

На самом деле - всё время же подчёркиваю "предельно простое":) - мне просто крайне неинтересно (и в моём восприятии бессмысленно) было бы жить (и умирать:)) в "авраамическом мире". Я бы существование в нём воспринимал бы фальшивым и лишённым реальности, иллюзорным (допустить это как гипотезу - могу вполне, но зачем же мне в это верить???)

Вот, скажем, "достоевское" про "без Бога всё дозволено"... Откуда? Почему? (И почему тогда "с Богом" было б иначе?) Я понимаю, что нравственные категории - самые мучительные и трудные, для человека, но ценность-то в них проявляется только тогда, когда идут изнутри...)

И если уж человек - "по образу и подобию Бога", то с чего же Богу его лишать своей важнейшей добродетели: пониманья добра и зла?

Поэтому же безусловно мне куда ближе и "духоподъёмнее" будет "инверсия": что величайшая ценность Христианства (как и других "авраамических религий" - но и не только их - и в этом я ни одну и не думаю "отвергать":))) - именно в том, что люди в нём "создают Бога по своему образу и подобию", всё более воплощая и совершенствуя в нём свои идеи добра и зла, восхитительные во многом идеи! - Но в то же время мы и наглядно видим развитие этих идей по мере создания людьми более поздних Богов (как и эволюцию идей про добро и зло - даже с "позавчерашних" времён того Достоевского...:)))

В то же время - эта (восхитительная для меня) грань религий и религиозности - всего иного, что ещё с ними связано, увы (для меня) не исчерпывает (зато по счастью - и не требует "подложки" в виде самих религий и "веры"), а среди прочих граней - куда больше, на мой вкус, отвратительных и вредоносных. Однако об этом - не хочу и не стану сейчас распространяться (ни повторять, ни расширять, ни углублять...). Поскольку и в целом намереваюсь закончить и "смыться":)))

Только и "закруглю" той очевидной деталью, что как раз апология "бессмертия" - одна из наиболее мне чуждых (и "злых", а не "добрых" в моём восприятии, да и просто бессмысленных:)) из "религиозного бага(бОга?:))жа"... О чём и вся речь...

Reply


Leave a comment

Up