Корень

Jun 02, 2022 00:04

Когда читаешь (слушаешь) какого-либо человека, бывает трудно разобраться... Во всем. В самом ли деле он аргументирует свою позицию. Действительно ли искренни его эмоции. Верно ли он видит ситуацию. Там масса вопросов. На выяснение можно потратить час, год, жизнь ( Read more... )

sociology7

Leave a comment

ext_2805946 June 2 2022, 03:35:37 UTC
Есть определённый предел (пусть и разный для, скажем, меня и Вас), соразмерный масштаб для понятия "Я", за которым оно уже утеряет смысл (а вне связи с "Я" - что за дело до "вечности"? кому её атрибутировать?)
Ну, вот как если мы начнём раздувать своё тело, излишне присваивая пространство, то довольно скоро нервные импульсы не смогут обслужить нашу целостность, начнут запаздывать и теряться. Словом, наше "Я" - это наши границы, и между пространством и временем тут принципиальной разницы нет.
В момент рождения - я вхожу в определённое пространство и время, в конкретный очерченный ими мир, в том числе и с интенцией что-то в нём (не "вообще", а конкретно в нём) для себя изменить. Это и есть МОЙ мир (в том числе - МОЁ время, МОЯ эпоха и т.д. и т.п.), он мне конкретно важен и дорог, и я не мыслю "себя" (перестану быть "собой", утеряю самость и неповторимость, цельность моего "Я" того самого), оказавшись вовне или попросту "нигде" (и "никогда"=всегда), как в пустой "матрице".
Ну, а дальше возникает "конфликт интересов:)": либо я должен воспрепятствовать миру слишком меняться (за тот предел, за которым он неизбежно перестанет уже быть "моим") - а это зло, отнимающее смыслы не только у мира, но и у меня самого. Либо - моё своеобразие и уникальность как "человека определённой эпохи" столь же важно и ценно, чтобы принять свою границу в синхронии с эпохой...
Метафорически же - это как с любым городом: поселившийся в нём человек имеет право отстроить/обустроить свой дом - и не испытывать принуждения к переселению. Но городу следует развиваться - и новому поселенцу тоже иметь стройплощадку. Это с неизбежностью противоречит "бесконечности" сколь в пространстве, столь и во времени, - и я, в свою очередь, никогда не понимал, отчего для кого-либо (как для Вас) идея "бессмертия" словно бы менее абсурдна, нежели идея "вездесущности" - размазанности бесформенной манной кашей "по всему мирозданию". Почему границы во времени Вам не столь же естественны, как в пространстве?
Ну, а насчёт "умереть" - тут не надо передёргивать. Не всё, что мы признаём в жизни ценным и правильным, требуется целенаправленно "хотеть". Как бы и в принципе вещи есть поважнее:). Когда Вы воспринимаете музыкальное или литературное произведение - Вы "хотите", чтобы оно закончилось (или, может, наоборот: уповаете лишь на то, чтобы "не кончалось"?)?? У каждого из нас - свои тараканы, конечно, но как бы в общем случае - нам не это важно, не это от произведения требуется (а иначе - неужели? - мы принципиальным достоинством считали бы размер? длительность? удельную площадь картины?)
Нет, я не озабочен "хотением" своей смерти, "стремлением" к ней - но для меня будет вполне нормальным и не обидным с ней встретиться, лишь бы осилить хоть в какой-то степени достойно - отведённую до её границ жизнь, а это ведь вовсе не просто - и тем труднее, чем жизнь эта дольше. Именно последнее (но и самое важное) обстоятельство - заставляет меня в чём-то и позавидовать поколениям предыдущих эпох, где жизнь большинства умещалась лет в 40 - и задача не подгадить и достойно её осилить была попроще (и заметьте: людям хватало, они успевали:)). Нам, нынешним, - потруднее, не справляются многие...

Reply

lipkalapka June 2 2022, 08:06:46 UTC

А если границы в пространстве скорее неестественны?

Reply

ext_2805946 June 2 2022, 20:20:11 UTC
Этого - не могу знать:). Ибо для меня - естественны. (И, вероятно, придётся гораздо сильнее потрудиться, отыскивая тех, кто их не хочет в пространстве, среди тех, кто во времени...?)

Reply

uxus June 5 2022, 22:48:44 UTC
Мнѣ кажется, разсужденiе о границахъ не относится предмету обсужденiя по другой причинѣ.

Скажемъ, я не хотѣлъ бы, чтобы моё тѣло стало существенно больше. Но видѣть дальше - почему бы нѣтъ?

Аналогично съ вѣчной жизнью: если не напрягать воображенiе мало кому доступнымъ образомъ, то рѣчь всего лишь о времени, покрываемомъ личной памятью (а не о безконечномъ растяженiи "настоящаго момента", напримѣръ).

Reply

ext_2805946 June 6 2022, 03:24:37 UTC
Вряд ли могу согласиться (и даже вполне Вас понять) в этом вопросе.
Память-то - она как раз всегда по природе конечна, поскольку направлена из точки "сейчас" в прошлое, а на начальную-то точку никто почему-то не покушается:).
Но дело даже не в этом.
"Почему бы и нет?" - в отношении "видеть дальше" - это очередная абстракция, совершенно не релевантная тезису "видеть ВСЁ". "Видеть дальше" - осмысленным станет только в конкретике "видеть то-то и то-то", то есть опять-таки ограниченное конкретикой "личного поля". Астроном ищет взглядом дальнюю звезду, но он совершенно не захочет одновременно видеть гораздо ближе наполняющих баню женщин. В общем случае: мы всегда ограничим то, что "хотим видеть" - и в этом смысле это будет только то, что "нам близко", независимо от формального расстояния. То же и с памятью, но пока мы существуем не в виде слепка в компьютере - память, вообще говоря, это призрак: внутри неё мы жить не умеем (если что-то или кого-то мы утеряли "материально наяву", то сколько б оно к нам не являлось во снах и не "хранилось в памяти" - потеря невосполнима), живём мы в материальной реальности, в пространстве, времени и культуре - вот об этом и речь.

Reply

uxus June 8 2022, 21:29:50 UTC
Ну такъ про "помнить всё" и рѣчи нѣтъ - мы и въ короткой жизни "всего" не помнимъ. Всё хорошо :)

Reply

menscorpusque June 2 2022, 23:11:39 UTC
Я помню, для меня большим сюрпризом было когда-то обнаружить, что многие люди активно боятся смерти - не инстинктивно, а осознанно. Не когда возможность умереть прямо представилась, а "заранее". И именно умереть - не боли смерти, а её самой. Этого страха я и сейчас не понимаю.

Я думаю, это что-то вроде подмены… Действительно - "передёргивание", но, конечно, не нарочное, а настоящее. Здесь и есть источник разногласий. Это не просто так, и в споре - если бы в мире было чуть больше доверия - люди такие вещи не пытались бы подавить, а цеплялись бы за них. Потому что они и создают единственную возможность понимания.

Это вопрос о том, кто управляет жизнью человека и кто планирует её. Вы, конечно, помните булгаковский зачин в "Мастере и Маргарите". К слову, этот роман мне кажется изумительным вот с какой точки: это самое настоящее метафизическое путешествие. Всё, что в нём есть посюстороннего, - это сумасшедший нищий, который ищет любви от счастливой в браке женщины. Всё остальное - это путешествие по вопросам добра и зла. Недаром Кант, который недолюбливал духовидцев, в романе не пощажен.

Так вот, я хотел сказать как раз о Канте. Самый главный вопрос о его учении, равно как и об учении любого другого философа, - это каким образом оно оказалось возможным именно в данное время, при данных обстоятельствах: не раньше, не позже. Почему напряжённая работа ума сделала для человека убедительными именно такие аргументы? Это зависит от представлений, ему являющихся. Это зависит от типичного для времени состояния души.

Владение собой как существенная ценность: человек как куратор собственной души. Представление о таком кураторе - это то самое, что требуется для размышления об условиях истолкования опыта. Кто создал эти условия? Кто ими владеет? Каким образом? Те случаи, когда такого владения нет, - уже тем самым подозрительны. Власть над мыслью. Свобода как самостоятельность.

Не всегда время отражается в философии. Но вот это явление самообладания, опирающееся на мир готовых ответов, которые только надо подставить в правильный вопрос, породило целый венок философий как в идеалистическом ключе, так и вне этой традиции. Из них философия Канта - самая последовательная: Кант не допускает ни малейших уступок и послаблений желанию отдаться на самопроизвольный поток мышления, он застёгнут на все пуговицы.

Это время и сейчас не прошло, так что философия Канта остаётся актуальной.

Кант оставляет вопрос о бессмертии без ответа в сфере разума. Зато он говорит, что вера в бессмертие (духовное) есть императив совести. Однако в философии дух важнее рассуждений: аргументы кажутся важными или неважными в зависимости от того, что именно человеку представляется.

Итак, положим у человека ценность - быть застёгнутым на все пуговицы. Он сам решает свою судьбу. Он сам владеет своей совестью и не отклонится от своего долга, от своей дороги. Не то что бы он не знает, что всё это неправда. Но для него это неважно: исключения, не лишающие силы правило. И поскольку от мысли в наибольшей степени зависит, что человек наблюдает, а что нет, (это свойство всякого наблюдения: оно иначе и не делается, потому что оно и само есть мысль) то этих исключений он даже не замечает.

Для нас естественно думать: по счастью, человек не распоряжается своей судьбой. С ним происходит что-то, что не зависит от его желаний. Кто-то отсюда выводит о существовании Бога. Вы этого не делаете. Я - в духе "forse che sì, forse che no": Бог для меня идея. А потому для нас естествен аргумент: что толку заботиться о смерти? Она сама собой случится рано или поздно. И это - к счастью: учитывая, как со временем мы всегда запутываемся в сети своих же глупостей.

Для них - эта мысль неприемлема, а заключение - аморально. Всё, что с нами происходит, нами запланировано, а планировать чью-то смерть - это почти убийство. Не то чтобы совсем всё, но всё, что умышлено, - всегда запланировано; а мысль о смерти всё-таки в жизни присутствует. Потому не бояться смерти - это для них аморально; а сознательный страх смерти - это проявление естественной морали.

(Евгений)

Reply


Leave a comment

Up